Не так страшен спад цен на нефть, как его малюют - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаПрогноз резкого краткосрочного падения цен на нефть на днях озвучил глава группы фондов Templeton Emerging Markets Марк Мебиус. "Амплитуда может быть от $80 до $120 за баррель. Но в целом мы исходим из того, что баррель Brent останется дороже $89", - заявил он, добавив, что ни о каком долгосрочном снижении цен не может быть и речи.
"Растут издержки нефтяных компаний на геологоразведку и разработку новых месторождений. Многие по-прежнему верят в то, что технологии гидроразрыва пласта открывают эру дешевого сырья - но если посмотреть на затраты, то сразу видно, что это довольно дорого. Аналогичная ситуация складывается с технологиями глубоководного бурения", - пояснил он, комментируя факт снижения барреля Brent в минимуме до $96,21 в ходе торгов.
Эксперты России, Азербайджана и Казахстана в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласились в том, что ситуация не показывает долгосрочную тенденцию, а потому нет никаких оснований беспокоиться о поступлении в бюджеты стран средств, получаемых от нефтяного экспорта. Так, глава Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев подчеркнул, что краткосрочное снижение цен в скором времени будет преодолено выросшими в последнее время рисками. "Мировая экономика растет, с ней увеличивается и потребность в нефти, хотя, быть может, не в том же темпе, что прежде. Растут и политические риски - здесь и проблемы с "Исламским государством" в Ираке, и нестабильная ситуация в Ливии, и усиление санкций против России. В таких условиях следует ожидать роста цен, а не падения. В этом плане неясна фигура того игрока, который сейчас обеспечивает снижение. Стоит внимательно посмотреть, кто менял объемы продаж в ближайшее время, то есть кто, грубо говоря, участвует в сговоре", - отметил Грачев.
Глава думского комитета обратил внимание на тот факт, что российский бюджет на 2014 год верстался из расчета цены на баррель нефти марки Urals на уровне $93, бюджет 2015-2016 годов ориентируется на $95. "В среднем цены на нефть падать не будут, для этого нет объективных условий, и наш бюджет останется до конца года профицитным. На сегодняшний момент профицит составляет порядка 1 трлн рублей, так что до января ни в какие прогнозы о дефиците в бюджете я не верю. Соответственно, пока никаких угроз российской экономике и ее росту, а значит, и необходимости увеличивать налоги в природе не существует", - уверен Иван Грачев.
Политолог Ровшан Ибрагимов предложил дождаться холодов в Европе, которые увеличат потребность ЕС в топливе, а значит, поднимут цены на нефть. "Падение цен имеет краткосрочное значение, этот процесс не может быть долгим, ведь через несколько месяцев начнется зима. Чисто по сезонным причинам поднимется спрос на энергоресурсы на европейском рынке. Сейчас нефть идет вниз из-за увеличения объемов экспорта, в связи со снятием санкций с Ирана и сланцевой революцией в США - началось переформирование рынков. Действительно, накануне AzeriLight, насколько мне известно, была экспортирована по цене $93 за баррель, весьма ощутимая разница с прежними ценами в $100 и даже $110 за баррель, но краткосрочный негатив на бюджете Азербайджана никак не скажется, ведь он строится исходя из заниженных цен на нефть", - рассказал Ибрагимов.
Также, по словам эксперта, у государства сегодня достаточно резервов для того, чтобы координировать ситуацию. "Если сравнивать с 2008-2009 годами, временем финансового кризиса, ставшего тогда причиной резкого падения цен на нефть, то шесть лет назад Азербайджану удалось за счет выделения денег из резервов сохранить манат на нынешнем уровне и каких-либо серьезных катаклизмов не произошло. Поэтому я не вижу каких-либо оснований говорит, что цена дня сегодняшнего окажется длительное негативное воздействие на азербайджанский бюджет: цена еще даже не снизилась до того уровня, который мог бы быть для нас неприятен, и сама тенденция на снижение долго продолжаться не будет", - заключил он.
Политолог Петр Своик, в свою очередь, обратил внимание на объективную тенденцию на постепенное снижение цен на нефть как одно из последствий кризис 2008 года, до сих пор не преодоленного мировой экономикой. "Весьма относительный рост достигается только за счет мощной накачки долларовой ликвидностью мирового рынка. Факт в том, что спрос на нефть не растет, и, соответственно, цена тоже не растет. При этом надо хорошо понимать, что, поскольку вся антикризисная политика последних 5-6 лет построена на количественном смягчении и доллар объективно инфлирует, то текущая стагнация цен на нефть - это, на самом деле, их понижение. По всей видимости, эти процессы набирают ход и начинают уже проявлять себя, так сказать, в арифметическом виде", - предположил эксперт.
Своик отметил, что бюджет и внешний платежный баланс Казахстана менее зависим от цен на нефть, чем бюджеты многих стран-экспортеров сырой нефти, и потому легче переживет падение цен. "Если кто-то начнет сильно волноваться при цене уже ниже $90 за баррель, то Казахстан, на мой взгляд, переживет и озвученные Мебиусом $80 за баррель, хотя утверждать, что мы совсем независим от нефти нельзя. Те же самые $90 будут для нас очень неприятны", - признал он.