Прототипом героя романа Хемингуэя стал осетинский разведчик
Читать на сайте Вестник КавказаНаверное, нет мальчишки, который не представлял бы себя в роли Роберта Джордана - героя романа "По ком звонит колокол", отважного диверсанта с высокими идеалами свободы, чувством долга и справедливости.
Роман Хемингуэя - произведение хотя и художественное, но правдивое. В его основе лежат реальные события и документальные факты, пусть и видоизмененные, облаченные в писательский талант гениального автора. Материал для своего романа Хемингуэй собирал в Испании, в самый разгар Гражданской войны, и со своим Джорданом он познакомился в Мадриде.
Прототипом главного героя романа стал не американский, а македонский доброволец-интернационалист. Македонца звали Ксанти. Полковник Ксанти. Он, как и Джордан, поддерживал в этой войне республиканцев. Полковник был личностью легендарной. Говорили, что приехал он из Турции, но это были не более чем слухи. Хемингуэй тщетно искал с ним встречи, пока не подвернулся случай. Предложение встретиться с легендой интернациональных бригад поступило от советских военных репортеров - Михаила Кольцова и Ильи Оренбурга. Хемингуэй отказываться не стал.
Но даже после двух дней бесед с Ксанти писатель так и не узнал, кем на самом деле был прототип его Роберта Джордана. Под боевым псевдонимом македонца Ксанти скрывался осетин, советский разведчик майор Хаджи-Умар Мамсуров (1903-1968).
Позади у майора была Гражданская война, впереди - советско-финляндская, Великая отечественная. В 1945 уже генерал Мамсуров стал Героем Советского Союза. Свой жизненный путь талантливый разведчик закончил в звании генерал-полковника и должности Первого заместителя начальника ГРУ Генштаба СССР.
Понятно, что в СССР никто не осмеливался говорить о том, что советский офицер стал прототипом главного героя американского романа. Эта история стала достоянием общественности лишь в 1990-е.
Мамсуров-Ксанти изначально был против встречи с писателем. Он занимался опасным делом, и от того, сколько людей могли опознать его, зависела не только его личная безопасность, но и безопасность его людей. Однако Михаилу Кольцову, корреспонденту «Правды» удалось убедить Мамсурова, что советские власти заинтересованы в том, чтобы Хемингуэй, как американский корреспондент и литератор, описал то, как самозабвенно республиканцы борются против фашизма. Мамсуров, скрепя сердце, согласился.
Однако Хемингуэй не показался Ксанти надежным. Поэтому на его вопросы Мамсуров отвечал нехотя и достаточно однообразно. После этой встречи он охарактеризовал Хемингуэя, как человека несерьезного и очень болтливого. Хемингуэй напрашивался в лагерь подготовки диверсантов. Допустить такого человека в засекреченный объект Мамсуров не мог. Михаил Кольцов настоял на второй встрече. На ней Хемингуэю все же удалось найти общий язык с советским разведчиком.
В Советском Союзе роман Хемингуэя вышел не сразу. Широкому читателю в нашей стране роман стал доступен лишь в 1968 году, спустя 28 лет после его опубликования в США. Хемингуэя уже не было в живых. В том же 1968-м не стало и Хаджи-Умара Мамсурова. Но он успел прочитать роман. Его спросили, видит ли он себя в Роберте Джордане. Мамсуров ответил, "и да, и нет". Он был уверен, что образ Джордана - собирательный, и в нем, возможно, отражены сразу несколько героев-антифашистов. Хотя многое, что он рассказал и показал Хемингуэю в Испании, нашло отражение в книге.
Род Мамсуровых - один из самых древних в Осетии. Ему более 500 лет. Мамсуровы всегда верою и правдою служили Отечеству, И не только с оружием в руках. Их роду принадлежат и первый осетинский поэт Темирболат Мамсуров, и видный писатель Дабе Мамсуров. И, конечно, нынешний президент республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров.