Продан за нефть: как украинский министр в Баку углеводороды просил

Читать на сайте Вестник Кавказа

Прошедшая в Баку неформальная встреча-диалог министров энергетики стран Восточного партнерства Европейского Союза привнесла немало интересных сюжетов. Впервые с момента острой фазы кризиса на Украине в Баку прибыл министр энергетики и угольной промышленности этой страны Юрий Продан, хорошо знакомый в Баку на этом посту в бытность премьерства в Киеве Юлии Тимошенко.

Традиционно для украинского представителя от энергетики в Баку Продан заявил о том, что надеется на поставки азербайджанской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Украины. И также традиционно получил вежливый ответ от азербайджанских партнеров – безусловно, поможем, но давайте обговорим детали. В деталях как всегда и кроются самые непредсказуемые нюансы.

Гражданская война, разразившаяся на Украине, привела экономику страны в жуткое состояние. Характерный пример: в восставшем и разбомбленном Донбассе было сосредоточено 70% всех угольных шахт, где велась добыча ископаемого. И сегодня страна, ежегодно добывавшая более 85 млн угля, вознамерилась закупать его в Южной Африке.

Что же касается нефти и нефтепродуктов, то общие потребности Украины в них оцениваются в пределах 20 млн т, из которых собственными силами страна покрывает только 15-20% необходимого. Из шести нефтеперерабатывающих заводов, существовавших на Украине, сегодня работает два. На протяжении последних десятилетий власти страны не предпринимали значительных усилий для обеспечения работы нефтеперерабатывающего сектора, предпочитая закупать готовые нефтепродукты в Белоруссии, Литве, Польше и, конечно же, России.

При нынешнем бардаке на Украине и перманентной угрозе дефолта мало кто согласится вкладывать деньги даже в такой перспективный сектор как нефтепереработка

Однако при нынешнем бардаке и перманентной угрозе дефолта мало кто согласится вкладывать деньги даже в такой перспективный сектор как нефтепереработка или даже просто налаживать схемы поставок энергоресурсов для сохранившихся производств в стране. Тем не менее украинский министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан выступил в Баку в роли просителя, вновь рекламируя перспективы нефтепроводной системы Украины, в частности, трубопровода Одесса-Броды и намекнув на необходимость построить участок трубы до границы с Польшей – Броды-Плоцк – недостающей части "Евроазиатского нефтетранспортного коридора".

Десять лет назад для реализации проекта было создано Международное трубопроводное предприятие (МТП) "Сарматиа". Его участниками стали Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR / ГНКАР), грузинская Georgian Oil and Gas Corporation (GOGC), украинская "Укртранснафта", польская "Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A." и литовская "AB Klaipedos Nafta" с долевым участием по 24,75% у основных участников и 1% у литовской компании.

Однако в августе Украина ликвидировала консультационную группу по созданию новых маршрутов поставок энергоресурсов из Азербайджана через территорию страны, при этом опровергнув связь этого решения с изменением политики государства в сфере энергосотрудничества.

Многострадальная труба из Одессы в Броды годовой мощностью в 9 млн т, на которую было потрачено много миллионов долларов, за эти годы так и не использовалась по назначению. Она стала символом экономической недальновидности и просчетов в энергетической политике Украины середины нулевых. Закопанная в землю труба начала окупаться только тогда, когда по ней в реверсном режиме в направлении Одессы потекла российская нефть.

В нынешних условиях рассчитывать на поставки азербайджанской нефти на Украину также наивно, как и 10 лет назад. И тогда, и сейчас, основной довод азербайджанской стороны заключается в том, что если Украина желает приобрести азербайджанскую нефть для своих нужд, она может сделать это на рыночных условиях на двух черноморских терминалах - в грузинской Супсе и российском Новороссийске.

Для Азербайджана вариант поставок нефти на Украину или тем более транзит через ее территорию не представляет коммерческого интереса

Для Азербайджана вариант поставок нефти на Украину или тем более транзит через ее территорию не представляет коммерческого интереса. В первом случае Киев должен четко представлять, чем, как и когда будет расплачиваться с Баку за поставки энергоносителей. В нынешней ситуации, когда жизнедеятельность украинского государства фактически финансирует Международный валютный фонд и кредиты западных стран, ясности в платежеспособности Украины не прослеживается.

Во втором случае, транзите нефти через Украину, экономическая нецелесообразность очевидна даже не посвященного. Азербайджан значительно диверсифицировал маршруты поставок своих энергоносителей через Грузию, Турцию и Россию. Доставка партий азербайджанской нефти до украинских портов будет предусматривать двойную морскую перевалку, что значительно увеличит стоимость логистики, сделает продукт непроходным по цене.

В свое время в тех же нулевых ГНКАР безуспешно пыталась приобрести один из НПЗ на Украине, гарантируя поставки нефти на предприятие. Не вышло, местные олигархи подмяли собственность под себя. Однако это не остановило компанию от создания в стране разветвленной сети автозаправок, а также бункеровки судов на Днепре. Топливо, соответствующее стандарту Евро-5, для своих АЗС ГНКАР импортирует с НПЗ Польши, Литвы и Белоруссии. В целом инвестиции ГНКАР в экономику Украины, а также социальные и благотворительные инициативы с 2009 по 2013 год оцениваются в $170 млн.

В нынешних условиях предложения украинской стороны вряд ли могут устроить Баку, где ясно представляют все детали сотрудничества с нынешними властями в Киеве. Масштабной экспансии азербайджанского капитала, равно как и прилива каспийской нефти, украинской экономике придется подождать до лучших времен.