Россияне грамотнее британцев

Читать на сайте Вестник Кавказа

Годовой отчёт об образовании, предоставленный “Организацией экономического сотрудничества и развития, свидетельствует, что все больше британцев в возрасте 16-18 лет имеют доступ к получению образования в колледже или университете, но только четверть из них становится грамотнее, сообщает РИА Новости. В докладе приводится статистика, которая говорит, что с 2000 года количество людей, не достигших пенсионного возраста с высшим образованием, выросло с 26% до 41%, однако цифры также указывают на пробелы выпускников в таких навыках, как чтение и письмо.

В России с грамотностью населения дела пока обстоят лучше, но эксперты уверены, что если не будут приняты необходимые меры и реформы в сфере образования, проблемы грамотности в стране будут расти год от года. По словам и.о. ректора Государственного института им. А.С. Пушкина Маргариты Русецкой, согласно международным исследованиям по оценке грамотности PIRLS и PISA, Россия традиционно занимает первые места по показателям грамотности чтения среди младших школьников: «Последнее исследование PIRLS, которое происходило в 2011 году, снова эти результаты подтвердило. Россия вместе с тремя другими странами разделила первенство практически без статистически значимых различий». Однако обеспокоенность вызывает вторая часть исследования, которая охватывает школьников пятнадцати лет. «Среди 65 стран мы занимаем всего лишь 38-42 позицию», - говорит Русецкая.

Чтобы сократить этот разрыв, специалисты разрабатывают и внедряют новые методы обучения школьников. Маргарита Русецкая утверждает, что сейчас вводятся новые стандарты в сфере образования, которые «одной из задач ставят переход в обучении в наших школах от "знаниваемого" подхода к "компетентостному" подходу. Именно такой подход и используется во всех международных исследованиях. Главное не только знать правила, главное то, как эти правила мы применяем для решения различных когнитивных и коммуникативных задач», - объяснила она.

Русецкая отмечает, что пока этим компетенциям в школьном образовании уделяется недостаточно внимания. Однако сейчас принимаются инициативы «для повышения рейтинга страны и реального качества грамотности в нашей стране». По ее словам, в прошлом году был создан Совет по русскому языку при правительстве РФ во главе с Ольгой Голодец, а также в 2014 году был создан ко Дню русского языка Совет при президенте, который возглавил советник по культуре Владимир Толстой.

Еще одной инициативой стал возврат сочинений как обязательной экзаменационной формы для старшеклассников. «Сочинение – умение применить знания в области русского языка в самостоятельной деятельности и для выражения своих мыслей, своих соображений на тему в данном случае литературных произведений», - говорит Маргарита Русецкая.
Она также обратила внимание на проблемы, связанные с обучением грамотности различных категорий детей: «Здесь задачи связаны, прежде всего, с дальнейшим развитием методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей приходит у нас в первые классы, по данным статистики, до 60%. Это дети, которые требуют особого внимания, особой заботы и особых методов обучения грамоте. Это и дети трудовых мигрантов, которые воспитываются и развиваются в билингвальной или мультязычной среде, и это тоже особая категория, особая педагогическая задача, которая сегодня решается».