Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -2

Читать на сайте Вестник Кавказа

Постоянный автор "Вестника Кавказа" Пётр Люкимсон до 1991 года жил в Баку, где в конце 1980-х – начале 1990-х работал журналистом и был свидетелем как событий, предшествующих конфликту вокруг Нагорного Карабаха, так и происходящего в Сумгаите, Ходжалы…
Очерк "Нагорный Карабах: хроника конфликта. Записки бакинского еврея" был написан в 1992 году, вскоре после переезда автора в Израиль и тогда же опубликован в израильской русскоязычной газете "Курьер".
Это было время, когда тон в культурной и общественной жизни русскоязычной общины Израиля задавали представители московской и питерской еврейской интеллигенции, и они же во многом определяли отношение израильского общества в целом к событиям, происходящим на территории бывшего СССР. На начальном этапе конфликта многие имели не полную, а чаще искаженную информацию о причинах конфликта, что было искусственно создано силами, заинтересованными в ослаблении и распаде СССР. При этом, как выяснилось, большинство израильтян не имели никакого представления ни о предыстории конфликта, ни о подлинном ходе его развития. Позиция еврейской интеллигенции в этом вопросе формировалась на основе исключительно публикаций в центральной советской и, отчасти, западной прессе, а они, увы, далеко не всегда были объективны.

Начало и продолжение см.

"Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -1"

"Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -3"

"Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -4"

"Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -5"

"Истоки сепаратизма, разъевшего СССР, ищите в Карабахе -6"

…Молчание Москвы и предоставление “полной свободы” митингов и демонстраций в Армении и НКАО было расценено как поддержка “правого дела армян” и укрепило организаторов “карабахской кампании”, да и весь армянский народ, в мысли, что победа не за горами — нужно только придерживаться избранной линии — давления на Москву...

Вскоре митинги перешли в массовые забастовки, остановились практически все предприятия НКАО и Еревана. А в самой Армении в это время антиазербайджанские настроения достигли, как тогда казалось, своего крайнего накала. В селах Зангезура начались самые настоящие азербайджанские погромы. Вооруженные охотничьими ружьями группы людей врывались по ночам в дома азербайджанцев и давали 10—15 минут на сборы. Сберкнижки и купчие на дома брать запрещалось... Подчас все происходило гораздо страшнее — женщины вытаскивались за волосы, выбрасывались на январский снег дети, жестоко избивались мужчины. Нередко толпа погромщиков скопом насиловала все женское население б дома, в то время как пара-тройка держала его хозяина, проверяя, сколько времени он выдержит зажженную зажигалку под подбородком...

После этого родителей и детей сажали в грузовики, довозили до республиканской границы и там ссаживали на мерзлую землю. Тысячи избитых и изнасилованных, зачастую в одном нижнем белье, шли по снегу до сел своих сородичей... Сотни, не выдержав холода, погибали в пути... Об этом не писала мировая пресса, молчали и советские средства массовой информации. Только позднее, газета “Советская Россия” поместит снимки босоногих ребятишек в белых рубашонках, пробирающихся по заснеженным горам в сторону Нахичевани с весьма расплывчатой подписью: “не будем гадать, чьи это дети...

Это наши дети...” Но это были азербайджанские дети, многие из которых просто не выдержали тяжести перехода.
К концу февраля 1988 года толпы этих обездоленных вместе с изуродованными трупами близких потянулись в Баку, чтобы там “найти правду и защиту”. Однако прибытие десятки
тысяч беженцев в столицу республики не могло не вызвать антиармянских настроений в городе и не дестабилизировать обстановку, и это тогдашнее правительство Азербайджана прекрасно понимало. В результате было принято решение остановить их в Сумгаите…

Рассказывают, что по возвращении из поездки в США, где он помимо всего прочего, встречался с представителями армянской диаспоры, Горбачев как бы мимоходом спросил
у прибывшего в командировку азербайджанского аппаратчика: — Скажите, что вы за народ такой — азербайджанцы?
Михаил Сергеевич, — ответил тот, не раздумывая, — азербайджанцы — это спящий тигр.
Когда он спит, это милейшее существо, но если его разбудят...
21 февраля 1988 года “тигр” начал просыпаться — возбужденные слухами о беженцах, раздраженные молчанием Москвы по поводу территориальных притязаний, тысячи людей вышли на митинги в Баку и Сумгаите под лозунгами “НКАО — неотъемлемая часть Азербайджана”. Часовой механизм Сумгаитской трагедии был запущен...

За эти четыре с лишним года о Сумгаитской трагедии написаны сотни, если не тысячи статей, и все-таки происшедшее в конце февраля 1988 года в Сумгаите остается загадкой. Кто был организатором и вдохновителем этих погромов. Почему за несколько дней из города выехали армяне-цеховики и прибыли армянские кинематографисты?
Откуда у погромщиков были точные адреса домов и квартир, в которых проживали армяне?.. Вопросы, вопросы, вопросы...

Ответы на них, очевидно, надо искать как в событиях тех страшных дней, так и в том, что за ними последовало. А началось все с митинга на центральной городской площади, где ораторы с гневом говорили о беспрецедентных решениях “воссоединении”, принятых обкомом НКАО и поддержанных ЦК Армении, о молчании Москвы, о бесчинствах в азербайджанских селах Армении. И тут в центр толпы выскакивает обнаженная женщина с распущенными волосами и, раздирая себе лицо ногтями, кричит о том, что была зверски изнасилована армянами. “Где ваша честь, мусульмане, где ваша честь?!” — беспрестанно повторяла она...

Для наэлектризованной толпы беженцев и подростков этого было достаточно... Толпа двинулась по улицам города, круша по дороге магазины и водяные будки. Затем она разделилась на два потока, один из которых повел некий Григорян (армянин по национальности), человек, за спиной которого было три судимости. Именно эта группа отличалась наибольшей жестокостью, именно на ее совести — все 28 жертв Сумгаитской трагедии, зверские изнасилования... Члены другой группы занимались тем, что врывались в армянские дома, переворачивали мебель и забирали ценности. Когда погромщики из этой группы заглянули в квартиру старухи Шушаник и поняли, что грабить нечего, они, заметив в шкафу два тома “Истории Армении”, под общий хохот стали топтать книги...

— Да не огорчайся ты так, бабушка Шушаник, сказал ей на прощание один из погромщиков. Эти два тома были неправильно написаны. Садись, пиши третий...

Сумгаитские милиционеры бежали от толпы, и если бы не сотни азербайджанцев, прятавших в своих квартирах соседей-армян, жертв, возможно, было бы значительно больше. Интересно, что квартиры армян, покинувших город до этих событий, остались совершенно не тронутыми...

Продолжение следует