Анкара предложила Баку совместно решать региональные проблемы
Читать на сайте Вестник Кавказа"Отношения между Турцией и Азербайджаном впредь будут развиваться в иной форме: нынешние проблемы в регионе – это вопросы, которые должны решаться двумя странами совместно. Проблема между Турцией и Арменией найдет свое решение, если будет урегулирован конфликт между Азербайджаном и Арменией, в противном случае армяно-турецкие отношения останутся на прежнем уровне. Усилия по развитию наших отношений с Азербайджаном будут прилагаться с прежней решительностью", - заявил сегодня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встреч с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку.
Таким образом, уже на уровне официальных переговоров с главой Азербайджана Эрдоган подтвердил последовательный курс нового турецкого руководства на всемерную помощь Баку в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Напомним, и сам турецкий президент, и новый премьер-министр Ахмет Давутоглу накануне заявили о приоритетности нагорно-карабахского урегулирования во внешнеполитическом курсе страны, а глава МИД Мевлют Чавушоглу, вступив в должность, подчеркнул, что "будет работать и как министр иностранных дел Азербайджана".
Российские эксперты разошлись во мнениях по поводу усиления нагорно-карабахского направления во внешней политике Турции. Так, государственный советник 2 класса, эксперт Научного совета при Совете Безопасности РФ Станислав Иванов обратил внимание на несоответствие заявлений турецких политиков со внешнеполитической повесткой дня Турции. "Можно сказать, что таким образом Эрдоган демонстрирует Европе намерение дистанцироваться от западных попыток надавить на Россию, ведь это не отвечают курсу нового турецкого руководства. Однако здесь нужно помнить, что и за вычетом ЕС у Турции остается множество важных направлений во внешней политике", - сказал он.
"В первую очередь, очень остро стоят вопросы о безопасности на южных границах Турции. Это и затяжная гражданская война в Сирии, где так и не удалось свергнуть режим Башара Асада, хотя эта цель, несомненно, остается. Это и конфронтация с Израилем, в рамках которой, как подтвердило новое руководство, ни о каком потеплении речи быть не может. Это и новая горячая точка в Ираке, где, кстати, Турция очень активна по линии отношений с Иракским Курдистаном. Также наметилось потепление в контактах с Ираном, хотя их конкуренциях как двух региональных держав и сохраняется, но теперь она не носит такого конфронтационного характера как раньше. Поэтому заявления о приоритете нагорно-карабахского урегулирования следует рассматривать как риторику в преддверии первого официального президентского визита Эрдогана", - считает Иванов.
"Я не думаю, что за этим стоят какие-то серьезные инициативы. Дело в том, что Турции оказав политическую и военную помощь Азербайджану, по сути, лишила себя возможности участвовать в азербайджано-армянском диалоге. Она приняла сторону одного из участников конфликта и, в отличие от России, не может рассматриваться в качестве посредника. Конечно, Нагорный Карабах является одним из краеугольных камней политики Эрдогана в целом, и он не мог не предложить там что-то новое. На мой взгляд, и Турция, и участники Минской группы понимают, что пока не в состоянии помочь сторонам преодолеть недоверие и взаимную неприязнь, и в лучшем случае могут рассчитывать на поддержание режима прекращения огня. Так что инициатива Турции рассчитана на внутреннюю аудиторию, не более того", - уверен эксперт.
С ним не согласился руководитель аналитического отдела по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт "Вестника Кавказа" Андрей Петров. "Дело в том, что в последнее время к традиционно дружественной риторике турецких властей о братских связях и стратегическом партнерстве с Азербайджаном добавилась новая нота: и новый президент, и новый премьер-министр, и новый глава МИД начали говорить о "иной форме" отношений, включающей в себя прямую координацию действий в отношении нагорно-карабахского урегулирования, а также вопроса непризнания так называемого "геноцида армян". Пока это лишь отдельные фразы, но из них можно заключить, что Турция предлагает Азербайджану некий новый политический союз", - пояснил Петров.
"Можно предположить, что усиление азербайджанского направления во внешней политике Турции связано с избранием Реджепа Тайипа Эрдогана президентом. Дружеские личные связи Эрдогана с президентом Ильхамом Алиевым не составляют ни для кого секрета, и на новом уровне главы государства, тем более после конституционной реформы (напомню слова самого Эрдогана: "Турцией должен править президент"), он сможет более открыто и полноценно проводить в свет именно ту внешнюю политику, которую считает нужным. С другой стороны, похолодание в политических отношениях с Европой сегодня налицо, об этом можно судить, к примеру, по недавнему заявлению министра по делам ЕС Волкана Бозкыра о нежелании турецких граждан ехать в ЕС на заработки. В этих словах Турция показывает свою независимость и намерение самостоятельно определять свой внешнеполитический курс, в центре которого сегодня – урегулирование нагорно-карабахского конфликта, ведь оно откроет двери для подлинного экономического расцвета Кавказского региона и позволит Турции, разочаровывающейся в Европе, более полно развивать свои отношения на восточном направлении", - заключил политолог.