"Для молодежи соседних стран Россия такая, какой ее показывают по телевизору"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня почти два десятка миллионов российских школьников и студентов сели за парты – кто-то впервые, кто-то после летних каникул. День знаний отметили также в Армении, Белоруссии, Молдавии, Туркмении в Казахстане. Известный казахстанский политолог президент Гражданского альянса Казахстана - сети неправительственных некоммерческих организаций, способствующей взаимодействию бизнеса, власти, СМИ и НПО - Нурлан Еримбетов в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о сходствах и различиях в молодежной среде государств постсоветского пространства.

- Для меня большая честь беседовать с вами. Как договорились, сегодня разговор не о политике. 1 сентября – праздничная дата еще с советских времен. Как вы думаете, в чем разница, или, напротив, сходство между студентами нынешнего поколения и студентами советской эпохи?

- Отсутствие системы профессиональной ориентации привело к тому, что многие студенты, молодежь, сегодня занимаются самообманом. Обманывают себя и их родители, они становятся жертвами пропаганды некоторых специальностей, жертвами рекламных акций. Я помню, когда мы были школьниками, то была мощная профессиональная ориентационная работа, учителя и воспитатели объясняли, кем мы можем стать.
Мы четко распределяли обязанности, свои возможности, понимая, что кто-то может стать хорошим агрономом, кто-то может стать летчиком, из кого-то получится хороший историк. А сегодня, этой работы нет. Очень многие студенты, получив образование, не могут устроиться на работу. Это первое.
Второе - им не нравится их работа. Огромное число молодых людей, которое имеет по одному-два диплома о высшем образовании, занимаются «черной работой», или вообще без работы. Это человеческая драма. Ведь есть такая поговорка, что счастье, это когда человек утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием идет домой. Сейчас, увы, не всегда наши дети, не всегда наши студенты с удовольствием идут на работу.

- Если бы вы учились сейчас, а не в 1970-е, на какую профессию пал бы ваш выбор?

- Мне с детства говорили педагоги учителя, родители, что я по складу своего ума гуманитарий. По большому счету, сегодня я бы мог стать историком, философом, журналистом, филологом.

- Если сравнивать молодежь Казахстана, Азербайджана и России, какие сходства и различия вы видите?

- Особых различий нет, потому что, сегодняшняя молодежь, это поколение, которое живет воспоминаниями своих родителей. Огромное число межнациональных браков, открытые границы, взаимный обмен студентами. Все это приводит к тому, что разногласий как таковых нет, потому что еще живы родители, которые жили в советском союзе, и этот вопрос в принципе сегодня не стоит так остро.
Но, идет время и особенно на информационном пространстве страны отстают друг от друга. Сегодня в информационном пространстве создан образ России для казахстанцев, скажем так, не совсем хороший. Образ Казахстана в России тоже не думаю, что представлен в лучшем свете, потому что мы все стали жертвами всякого рода телевизионных шоу, программ.
Сегодня выросло поколение в Казахстане и Азербайджане, да и других постсоветских странах, которое знает Россию только по телевизору, которое видит много пошлых передач, всякого рода ток-шоу. С полуматом, со всякими пошлыми сценами. И для них Россия такая, какой ее показывают по телевизору. Сегодняшняя молодежь не знает, что есть России с ее Третьяковской галереей, с ее Эрмитажем, с ее крупнейшими библиотеками, красивейшими улицами, с ее историей.

- Как вы считаете, не слишком ли рано чиновники дорастают до статуса министра, в 30-35 лет, и можно ли заменить опыт работы, обучением в престижном вузе?

- Ни в коем случае. Думаю, что человек должен пройти все ступени роста, и что бы стать министром или губернатором он должен пройти путь от руководителя трудового коллектива, бригады, цеха, завода, поселковой администрации, и только после обретения знаний, понимания общества, всех его проблемных вариантов, человек может принимать общественно-политические решения.
А престижный вуз, это оторванное от нашей реальности общение, не всегда это адекватно, не всегда ментально подходит нам. Думаю, что раннее занятие должностей плохо для государства, для правительства, для руководителей страны. Человек, не прошедший всех ступеней карьеры, не может принимать четкие решения, он не знает, о чем говорят во дворах, он не знает, о чем говорят в цеху, он не знает настроения в регионах. Самое страшное, когда человек принимает решения чисто технологически, а не от сердца. Никто душевное отношение и понимание ситуации не отменял. Поэтому я категорически против этого.

- Как президент “Гражданского альянса Казахстана”, как вы считаете, какие ваши качества/способности позволили вам достигнуть такого уровня?

- Наверное, моя общительность. Я общаюсь со всеми. И с умными и с дураками. Со здоровыми и больными. Я и во дворе мальчиком таким был, и в школе. То есть я не избегаю никакого общества, я не избегаю никаких отношений. Поэтому, я не закрытый человек, я не закрыт сам в себе. Меня видно. Душа моя всегда открыта.