Россияне стали толерантнее?
Читать на сайте Вестник КавказаСогласно последним социологическим опросам, россияне стали терпимее относиться к иностранцам из соседних стран на фоне трагических событий на Украине. По данным соцопроса, проведенного «Левада-центром» в августе этого года, популярность националистических лозунгов в России снизилась, подавляющее большинство российских граждан не чувствуют враждебности со стороны мигрантов. Фокус внимания общественности сместился с межнациональных конфликтов на ситуацию на юго-востоке Украины. Эксперты полагают, что сейчас, когда доверие населения к власти находится на достаточно высоком уровне, необходимо проводить эффективные меры в сфере межнациональной политики, затрагивая взаимоотношения не только между россиянами и приезжими, но и между российскими гражданами разных национальностей и вероисповеданий.
26 августа в Общественной Палате прошло заседание Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Особое внимание было уделено этнорелигиозным угрозам в поволжском регионе. По словам председателя комиссии Иосифа Дискина, в Поволжье сталкиваются практически все национальности и культуры России. «Этот регион – увеличительное стекло для проблем, возникающих в России. Сегодня в целом ряде регионов Поволжья фундаменталистское мусульманство расцвело пышным цветом. И необходимо прилагать все усилия для того, чтобы это обуздать», - считает Дискин. Он уверен, что война должна вестись не только на уровне органов правопорядка, но и война за умы и сердца молодежи. Одной из основных задач общественных палат в субъектах РФ Дискин видит тщательный мониторинг межнациональных и межрелигиозных трений, а не конфликтов, и профилактика: «Не всюду удается, но это по масштабу это уже не лесной пожар, а небольшой тлеющий торфяник».
Исхак Машбаш, член Общественной палаты Адыгеи, председатель правления Союза писателей Адыгеи, с сожалением констатировал тот факт, что вековые традиции воспитания нарушаются даже на Северном Кавказе, что часто молодежь ведет себя неподобающим образом, забывая или просто не зная национальных обычаев. «Раньше слово «адыг», «чеченец» было для нас законом. Сейчас этого, к сожалению, нет», - сказал Исхак Машбаш.
Борис Лукичёв, начальник управления Министерства обороны по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил РФ, видит потенциал улучшения межнациональных и межрелигиозных отношений в российской армии. «Все, что происходит в обществе, в определенной степени отражается и в армии. Приходит молодежь тех верований и тех национальностей, которые населяют нашу страну. Учитывая, что это люди с оружием, создается определенная ситуация, которую нужно иметь в виду. Раньше был лозунг: «Народ и армия едины!» Этот лозунг живой, и армия имеет определенный позитивный потенциал. Мы нацеливаем штатных священников, чтобы они взаимодействовали с местными общественными организациями и религиозными организациями в интересах решения внутренних проблем. Но и армейские подразделения имеют потенциал влиять на места дислокации и базирования войск и сил. Поэтому если можно наладить отношения, наладить взаимодействие, это будет иметь позитивное значение и для армии, и для мест постоянной дислокации», - уверен Борис Лукачёв.
Член Общественной палаты РФ, протоиерей Александр Пелин считает, что люди, ответственные за межнациональные отношения в регионах, нуждаются в помощи опытных коллег из федерального центра. «Надо приложить все усилия, и при малейших очагах конфликтов в этой сфере помочь местным руководителям, министерствам справиться с этими очень сложными и непростыми вещами. Потому что на самом деле на местах не научены реагировать, к сожалению», - заявил Алексей Пелин.