«Для казака главное –земля. Как казак может жить в Москве?»
Читать на сайте Вестник КавказаИнтересные собеседники - всегда желанные гости на "Вестнике Кавказа". Олег Кусов дает возможность высказаться всем, кто окажется в числе гостей в студии. Разговор с ними заходит не только о Кавказе. За чаем получасовая беседа пролетает быстро. Рубрика "Право слово" запечатлевает беседы в видео, аудио и текстовом форматах. Сегодня в гостях у «Вестника Кавказа» фотохудожник Элла Насонова.
- У нас есть такая традиция – в начале беседы мы вспоминаем о Кавказе. Когда вы в последний раз были в этом регионе? Чем запомнилась эта поездка для вас?
- Буквально несколько месяцев назад. В апреле мне посчастливилось побывать на кинофестивале «Золотой клык». Об этом можно рассказывать долго, потому что это была очень увлекательная поездка.
- И о фестивале, и о Кавказе?
- Абсолютно. Кавказ для меня - больше, чем слово, потому что я родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Этот город - ворота Северного Кавказа. В нем живут представители очень многих национальностей, все их традиции мне близки. Побывав в Осетии, в городе Владикавказе, а именно там был фестиваль, я для себя отметила схожую архитектуру старого города с Ростовом-на-Дону. Каждый из нас, кто был на фестивале, проникся и прочувствовал, что такое настоящее кавказское гостеприимство, с традициями, со встречей гостей, с тостами, с угощениями, с какими-то словами. Я была под впечатлением и до сих пор остаюсь в таком состоянии. Город очень самобытен, очень красив. Люди – это отдельная история. Люди очень душевные, очень добрые, очень гостеприимные и радушные. Нас встречали так, как будто мы не первый раз там были, это действительно так. Мы уезжали, и каждый оставил там частичку сердца. Никто из нас просто не хотел уезжать. Мы даже не представляли, как мы будем теперь жить здесь, в суетной, многомиллионной Москве.
- Вы смотрели на Владикавказ профессиональным взглядом фотохудожника? Каким он вам показался этот город, что главного в нем вы обнаружили?
- Город не такой уж и старый, он достаточно молодой. Традиции, которые его наполняют, люди, как они воспитаны, чувствовалось, что это воспитание вековое. Там это удалось сохранить и пронести сквозь века…
- Какой вы видите Москву?
- Моя Москва красивая. Я считаю, что это самый красивый город мира.
- Т.е. для художника здесь работы много?
- Непочатый край. Я люблю ночную Москву, когда она горит, вся сверкает, блестит, когда солнце вроде бы еще не село, еще небо не темное, но уже фонари горят. Самое прекрасное время для фотографий. Я выхожу, желательно одна, чтобы никто не мешал, как-то растворяюсь в городе, пытаюсь уловить свое настроение, пытаюсь передать это в своих фотографиях. Фотографий много ночных.
- Где можно посмотреть ваши работы?
- На моем сайте. Я, к сожалению, много не выкладываю. Может быть из-за нехватки времени. Кому интересно, тому я показываю свои работы. Я принимаю участие в выставках. Думаю о персональной выставке, но пока не тороплюсь, потому что считаю, что персональную выставку нужно делать не для галочки, а для того, чтобы рассказать и показать то, что пережито, что, действительно, хочется показать. Это приходит со временем. А участвовала в каких-то сборных выставках, в российских неделях искусств. Но к персональной выставке у меня просто такое отношение - пока я не хочу делиться с кем-то чем-то.
- Вы еще и участница конкурсов, да?
- Да, я лауреат многих международных конкурсов.
- О самом для вас престижном и интересном расскажите.
- Впервые я участвовала в конкурсе в 2012 году, в Российской неделе фотографии. Моя работа заняла третье место. Работа называлась очень просто и лаконично - «Казак». Признание третьего места являлось для меня очень символичным, поскольку я донская казачка.
- Это ваша тема?
- Да, на сегодняшний день тема казачества очень известная.
- Она модная.
- Вы правильно сказали. Она в 1990-е годы не была модной. Действительно, тогда что-то пытались возродить потомки тех казаков, которые погибли ранее. Это такой народ, который подвергался репрессиям, уничтожению. Его не признают.
- Народ, а не сословие?
- Народ.
- Все-таки вы настаиваете?
- Я настаиваю, потому что, если копнуть историю, там можно найти много подтверждающих тому фактов. Если в 1990-е люди верили, что появится что-то действительно настоящее, то сейчас, как вы правильно сказали, тема очень модная, даже попсовой какой-то стала. Мне это очень больно, и фотография моя появилась не случайно. Я на этой фотографии представила образ казака XXI века. У казака нет лица, а в кадр смотрит его конь. Глядя на фотографию, видно сразу, кто изображен на фотографии - это легко узнаваемый образ, казак. У него серьга в ухе и конь рядом, а лица у казака нет, поскольку на сегодняшний день это так. Есть слава наших предков, легко узнаваемый образ, в который казаки как бы облачаются, надевая нашу национальную одежду, но не имеют ничего внутри.
- Форма есть, содержания нет.
- Да. Лица нет у казака, то есть он не борется с теми проблемами. Вообще, казачество - то, что было, и то, во что это превратилось - совершенно две разные вещи. Очень печально.
- Были какие-то отклики на ваши работы?
- Существует много казачьих организаций. Конечно, все были рады. В общем-то, отклик эта работа получила именно на таком конкурсе... Я посчитала, что не только мы болеем за эту тему, но и общественность. В жюри входило около 20 человек из разных стран Европы, эта тема им известна, казаков знают везде. Им она оказалась тоже интересна, то есть эти проблемы интересуют не только казаков. Эту фотографию опубликовали и в казачьих журналах. Да, это событие в нашем небольшом казачьем мире стало нашумевшим.
- Какое место занимает тема казачества в вашем творчестве? Это очень интересно, потому что вы знаете проблему изнутри.
- Я делаю много снимков, мне интересно. Наряду со всем этим существует настоящая казачья жизнь.
- Она есть? Есть песни Розенбаума. А казачество существует?
- Казачество существует на Дону. Для казака главное - это земля. Как казак может жить в Москве? Когда есть земля, есть река, Дон, Кубань, Терек и другие реки, на которых поселились казаки, и это их питает. Как донская казачка я говорю про Дон. Это запах полыни в степи, шум реки донской, там все это есть. Наши ребята, ростовчане очень много делают для Донского казачества. Уже не в первый раз проводится ежегодное мероприятие под названием "Шермиции". Это старинное состязание казаков, на которое они съезжаются со всей России. Туда стоит ездить - там видно, что такое настоящее казачество.
- Вы там бываете?
- Да, я стараюсь там бывать.
- Мы фотографии можем где-нибудь увидеть?
- Да, фотографии можно увидеть. Там происходит очень много интересных событий, связанных именно с жизнью казачества и их традициями. Здесь казачата проходят обряд младенческой инициации - посажение на коня, когда они становятся мужчинами. Начиная с трех лет можно сажать казачонка на коня. Все это происходит с обрядовыми песнями. С песнями на него надевают орудие, папаху. Крестный ведет его коня под уздцы. У меня есть фотография - она была на конкурсе. На ней изображен отец, который уже снял своего сына с лошади, когда его уже можно считать мужчиной. С этого момента женщины не участвуют в воспитании этого мальчика. Он уже мужчина и он уже с мужчинами. Отец его целует в лоб. Это очень трогательный поцелуй. Казачьих традиций много, их соблюдают, хранят, с ними стараются жить. В условиях города, мегаполиса это делать сложнее. Но здесь ребята собираются, устраивают праздники, гулянья. У казаков все происходит по святкам, по православному календарю.
- Как вы отнеслись к тому, что Григория Мелихова в фильме Сергея Бондарчука сыграл иностранный актер?
- Если честно, я не видела этот фильм, потому что, по сравнению с экранизацией Сергея Герасимова, это не то.
- Но, так или иначе, вы его посмотрели? То есть имеете представление?
- Нет, я видела отрывки. Бывают какие-то классические образы, которые уже трудно чем-то перебить. Сейчас «Тихий Дон» снимает Сергей Урсуляк. В фильме многие мои знакомые принимают участие, мы все надеемся, что картина будет достойной, ждем ее появления, верим в это, очень хочется ее посмотреть.
Полный вариант беседы с Эллой Насоновой – в разделе «Видео»