Импортозамещение - не вопрос патриотизма и национальной гордости

Читать на сайте Вестник Кавказа

На днях Еврокомиссия объявила о выделении 125 млн евро на компенсацию европейским производителям, пострадавшим от введения Россией продуктовых санкций. Компенсации будут выплачиваться из специального 420-миллионного фонда, созданного для чрезвычайной помощи фермерам в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС.
Между тем, российские производители продолжают усматривать в введении эмбарго новые возможности для развития отечественного производства. Что касается риска снижения ассортимента, то многие уверены, что ситуация не окажет существенного влияния на потребителя.

По словам председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко весь импорт, поступавший на территорию Российской Федерации до введения санкций, составлял примерно 20%, а если мы переведем это на объем на наших полках магазинов, то это меньше 10% того объема, который был на полках магазинов. По словам Даниленко, например, редкие сыры, такие как пармезан, камамбер и другие, потребляло меньше 3% населения страны.

Что качается сокращения объема поставок продуктов, то, по данным Даниленко, оно эквивалентно «тому объему, который мы, российские производители, сократили за последние два года в связи со вступлением в ВТО и резким увеличением импорта на территории Российской Федерации». В качестве причины сокращения объемов российскими производителями он называет отсутствие конкурентоспособности отечественных продуктов. «Уровень господдержки у этих стран-импортеров был существенно больше, чем у нас. Соответственно, наша себестоимость была неконкурентоспособной, и поэтому мы не справлялись», - говорит Даниленко.

По его мнению, сегодня ключевой вопрос заключается в том, как нарастить этот объем, не поднимая резко цен за готовую продукцию. «За этот период времени не могу сказать, что мы были готовы к эмбарго и знали, что это будет, но мы последние полгода потратили на детальное исследование отрасли и подготовку программы, что нужно, чтобы обеспечить полное импортозамещение в отрасли. У нас есть конкретные расчеты, какой уровень государственной поддержки необходим сейчас для того, чтобы обеспечить это импортозамещение. Мы, как отраслевики, сегодня очень рады тому, что государство обратило на нас внимание. Очень рады тому, что вопрос об импортозамещении встал», - говорит председатель правления Национального союза производителей молока.

Андрей Даниленко признает, что не удастся стопроцентно собственными силами в течение года полностью закрыть этот объем, но он уверен, что это реально сделать в течение нескольких лет. Кроме того, существует достаточное количество стран, которые «имеют право на поставку на российскую территорию и легко закроют этот объем». «Тот объем, о котором идет речь, должен потребителя не беспокоить. Потому что опять же, даже когда мы говорим о редких сырах, Швейцария открыта, Сербия открыта», - подчеркивает Даниленко.

Эксперт считает, что в данной ситуации главное воспользоваться новыми возможностями, развивая собственное производство, а не заменять одних импортеров на других. «Стоит проблема, мы это заместим собственным производством, мы обеспечим больше рабочих мест в России, обеспечим дополнительные вложения в экономику, дадим дополнительную доходность для нашего государства, сохраним ценообразование и качество, или же мы одних импортеров заменим на других, и как было, все так и останется с точки зрения нашей зависимости. Поэтому я рисков для потребителя не вижу. Я вижу риски, что мы не воспользуемся ситуацией для того, чтобы дать дополнительный импульс собственной экономике. И в этом ключевой вопрос для нас, для отраслевиков – доказать государству, что импортозамещение это не вопрос патриотизма, национальной гордости и безопасности. На самом деле – это рабочие места, экономика страны, оборотные средства внутри экономики страны, доходность бюджета государства, и это действительно экономически выгодно для государства», - думает Даниленко.