Россия умиротворяет Карабах
Читать на сайте Вестник КавказаРоссия, несмотря на всю отягощенность украинским кризисом, возвращает себе инициативу в процессе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Всем давно понятно, что только дипломатический потенциал России может привнести в карабахское урегулирование умиротворение и заключение итогового соглашения, которое могло бы устроить обе стороны.
Попытки Франции, организовать саммит президентов Азербайджана и Армении под эгидой посреднической Минской группы ОБСЕ не увенчались успехом. Франсуа Олланд, пытавшийся примерить лавры миротворца зазря в мае катался в Баку и Ереван, поскольку дипломаты-сопредседатели МГ ОБСЕ от Франции, США и России так и не смогли сообща предложить сторонам стоящую повестку для переговоров. По-другому и быть не могло – переговоры ради переговоров уже давно не нужны Азербайджану, а Армении как воздух необходимо сохранение статус-кво.
Второй «фронт» для российской дипломатии откроется в Сочи 8-9 августа. На эти даты, как пояснил глава МИД России Сергей Лавров, назначены раздельные встречи российского президента Владимира Путина с его азербайджанским и армянским коллегой – Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Пройдет ли совместная встреча с участием президентов воюющих южно-кавказских государств, покажут только сами сочинские переговоры и ситуация на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск в самом Карабахе.
Необычайный всплеск напряженности в регионе на излёте июля – начале августа, десятки погибших с обеих сторон заставили наблюдателей заговорить о грядущей карабахской войне как о свершающейся данности. И, действительно, впервые за 20 лет самостоятельного поддержания режима прекращения огня, противостояние в Карабахе переросло в ожесточенные столкновения, приведшие к большому количеству жертв. В прессу тут же было вброшено неимоверное количество провокационных заявлений, суть которых чаще сводилась к еще большему разжиганию конфликта и захлопыванию дверей для мирных переговоров.
Но тут и начинается самое интересное – кому и зачем нужно именно сейчас, в ситуации, когда пожар войны одновременно полыхает на Украине, Ираке, Ливии, Сирии, Израиле и Палестине, провоцировать к возгоранию тлевший все эти годы карабахский конфликт? Конфликт у самых южных границ России, а по сути, разжигать войну между стратегическим союзником и стратегическим партнером Москвы. Геополитические заговоры, конечно, могут иметь место в сознании аналитиков, мыслящих категориями столкновения цивилизаций и миров. Но детали и факты, как известно, могут вывести на более приземленные объяснения ожесточения конфликта и попыток завести его в горячую фазу.
На столе переговоров уже давно лежат контуры плана, который мог бы привести к долгосрочному всеобъемлющему разрешению конфликта
На столе переговоров уже давно лежат контуры плана, который мог бы привести к долгосрочному всеобъемлющему разрешению конфликта. Изобрести что-то новое дипломатам не под силу, а 20 лет посредничества подтвердили верность выбранного направления движения. По многим аспектам программы действий дипломаты-посредники МГ ОБСЕ уже заручились поддержкой глав своих государств, более того его исполнение можно уже начинать. Естественно поэтапно, пошагово, чтобы, выражаясь по-медицински, не навредить главному – миру в регионе. В качестве одного из первых шагов упоминается следующее – Армения освобождает часть оккупированных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха, получая взамен полное разблокирование коммуникаций со стороны Азербайджана и Турции, а также начало полномасштабного экономического сотрудничества в регионе. Далее в районы, в том числе Карабах, возвращаются беженцы и перемещенные лица, после чего открывается перспектива референдума, в ходе которого обе общины смогут определить будущий статус региона.
От Армении ждут первого шага – согласиться освободить хотя бы пару оккупированных районов, после чего клубок региональных противоречий начнет постепенно развязываться. Цена, которую требует Ереван – признание независимости Нагорного Карабаха. Иными словами в Армении хотят выменять захваченные районы на статус Карабаха вне Азербайджана. В свою очередь Баку не так слаб, чтобы соглашаться со своим фактически полным поражением, ведь при такой формуле понятие компромисса отсутствует напрочь. Именно этот аспект – на каких условиях Армения согласится вернуть оккупированные азербайджанские районы – сегодня может считаться ключевым.
В неготовности Еревана двигаться по дорожной карте урегулирования конфликта и кроются корни нынешней эскалации карабахского кризиса
На Сержа Саргсяна оказывается огромное давление со всех сторон: в Париже, Вашингтоне и Москве ждут ясного и однозначного ответа, которого в Ереване просто не могут выговорить. Понятно, что статус независимости для Карабаха в нынешних условиях не выторговать, но отдавать районы за открытие границ и «нечеткие» гарантии безопасности от тройки посредников в Армении полагают непристойным «победителя».
В неготовности Еревана двигаться по дорожной карте урегулирования конфликта и кроются корни нынешней эскалации карабахского кризиса. Наиболее четко эти мысли сформулировал один из армянских участников карабахской войны начала 1990-х годов командир отряда «Арабо» Манвел Егиазарян. В интервью местным СМИ он сказал, что «война – единственная альтернатива отказу армянской стороны нагорно-карабахского конфликта сдавать территории».
Простой анализ боестолкновений в Карабахе, вызвавший большие потери, обращает внимание на то, что ни одна из сторон не подтвердила, что потеряла своих бойцов, которые бы остались на вражеской территории. Если представить, что азербайджанская диверсионная группа напала на армянский пост, то при таких крупных потерях единовременных потерях обязательно кто-то остался бы на сопредельной территории. Однако этого нет, из чего можно сделать вывод, что это армянские военнослужащие получили приказ пройтись «рейдом» по окопам азербайджанцев в стремлении спровоцировать их на жесткий ответ. В русле этой логики ответ на вопрос, кому выгодна нынешняя эскалация конфликта, очевиден. Возобновление горячей фазы конфронтации с Азербайджаном сохранит доминирующие позиции действующей в Армении властной группировки и отметет все попытки торпедировать ее изнутри.
Азербайджану же в нынешних условиях война не нужна и отнюдь не потому, что «голубей мира» там больше. В Баку больше прагматики и там по-настоящему уверены, что можно разрешить ситуацию мирными переговорами. Мирный план вполне разумен и соответствует представлениям азербайджанской стороны о справедливости. Никто из сторонних участников переговорного процесса не оспаривает факт необходимости изменения положения, возвращения оккупированных территорий, равно как и возвращения беженцев на места прежнего проживания. Что же касается референдума, то пройти он может тогда, когда у обеих общин будут равные возможности для волеизъявления.
Кровавые столкновения в Карабахе, попытка спровоцировать Азербайджан на действенный крупномасштабный военный ответ – всё это звенья одной цепи: нынешние власти в Ереване хотят уйти от ответа посредникам и сохранить статус-кво. Сроки для выражения своей позиции все вышли, потому сегодня им необходимо предоставить миру «неопровержимые доказательства» невозможности передачи «воинственным азербайджанцам» ни пяди оккупированных земель, служащих буфером от «агрессора». Только таким образом Серж Саргсян сможет еще на какое-то время сохранить желанный статус-кво, а заодно и свою власть. В ином случае, Манвел Егиазарян и его «соратники» уже готовы сегодня «попросить трусливых и недееспособных людей сойти с политической арены».
В отличие от своих партнеров – Франции и США, Россия в кризисной ситуации, как это уже имело место в 2008 году, вновь продемонстрировала свою способность быстро усадить стороны за стол переговоров. Однако и в Москве ждут внятного ответа Сержа Саргсяна на сформулированные МГ ОБСЕ вопросы. России крайне важно, чтобы ее союзник, так рвущийся в Евразийский союз, не был обременен тяжелым бременем конфликта и закрытыми наглухо границами. В ином случае весь пафос сближения и интеграции сдувается как воздушный шар. Российский бизнес, владеющий почти половиной экономики Армении, не имеет «выхлопа» от такой собственности, варящейся в собственном соку. Владимиру Путину предстоит вновь убеждать Сержа Саргсяна в том, что только перспектива урегулирования карабахского конфликта, открытие границ с Турцией и Азербайджаном способны вдохнуть жизнь в армянские заводы и фабрики, трудоустроить население страны, предотвратить демографическую катастрофу, вымирание Армении.