Дикая дивизия: героизм азербайджанского конного полка
Читать на сайте Вестник Кавказа…Карпаты, занесенные снегом. Из-за заснеженных хребтов ведет шквальный огонь австрийская пехота. Наши стоят в колоне верхом на лошадях, все в черных бурках, папахи сдвинуты на лоб, головы опущены, руки сложены для молитвы. Их благословляет на бой мулла. Выехав перед всадниками на белом коне, он произносит молитву - за Государя, за Родину, за Россию.
Кто из них вернется из боя? Все! Товарищи вынесут их живыми или мертвыми. Своих не бросают.
Кто помнит о них сегодня? Кем они были? За что умирали?..
28 июля 1914 года Австро-Венгерское правительство объявило войну Сербии. Уже через 3 дня Россия заявила о мобилизации. Спустя сто лет большинство россиян (58%) не могут назвать причины начала Первой мировой. По данным ВЦИОМ, лишь 15% опрошенных смогли вспомнить, что официальным поводом к объявлению войны стало убийство в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Лишь 9% респондентов знают, что войну начала Австро-Венгерская империя, 2% назвали Британскую империю, а 1% — США. Более трети респондентов (37%) считают, что Первую мировую войну развязала Германия.
За два дня до начала Первой мировой главнокомандующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант граф Воронцов-Дашков предал через военного министра Сухомлинова Николаю II записку. Он предложил императору сформировать войсковую часть из «воинственных кавказских народов». На следующий же день император ответил согласием. Он понимал, что этот ход станет демонстрацией неразрывной связи Кавказа с Россией. Но помимо привлечения в общероссийское дело кавказских народностей, учитывалась и военная сторона дела – легкая конница, составленная из добровольцев, будет воевать в самых сложных условиях.
Тем не менее ни император, ни его приближенные не думали тогда, что Дикая дивизия будет воевать так, что слух о ней проедет по всей Земле. Возможно, со стороны государя это была своего радо это пиар-акция, демонстрирующая успешную интеграцию горцев в российское общество, столь необходимую после Кавказкой войны. Но люди, занявшиеся формированием этого воинского соединения, подошли к делу так, что она стала квинтэссенцией лучших качеств кавказского менталитета и лучших традиций русской кавалерии. Воины-кавказцы были внуками тех, кто с оружием в руках противостоял России, тем не менее сформированная из добровольцев-мусульманская дивизия встала не ее защиту.
Созданный в 1914 году из этнических азербайджанцев конный полк назвали «Татарский», так как азербайджанцев в те времена, не мудрствуя, называли «закавказские татары» или просто «мусульмане». На службу добровольцев брали по строгим ограничениям – помимо способности к военной службе требовалось иметь здоровое телосложение и «хорошее и трезвое поведение», а также быть не моложе 21 года и не старше 40 лет.
Таких нашлось в пять раз больше, чем требовалось. Уже через месяц, к 27 августа в Татарский полк записалось больше двух тысяч добровольцев, при том, что «вакансий» было всего 400. Набор пришлось прекратить. Они шли на войну, будучи свободными от воинской повинности, причем снаряжались за свой счет – конь, седло, обмундирование, холодное оружие – все было свое собственное.
Глубокой осенью 1914 года Николай II обратился к депутации мусульман: «Выражаю мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чему служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в состав дивизии, которая под командою моего брата отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России».
На войну они шли, как на праздник. Провожая добровольцев, народ шел вместе с ним к мечети. В руках они держали портреты государя. Играла музыка. В мечети служили молебен о здравии государя императора и о даровании победы русской армии. Вероятно, поэтому в Татарском полку не было ни одного случая дезертирства.
Татарский конный полк со временем разросся – ему был добавлен пеший взвод. Если сначала, азербайджанцы хотели служить только в кавалерии, то со временем стали записываться и в пехоту. Структура полка расширялась также за счет пулеметных расчетов, вооруженных трофейными пулеметами. В Татарском конном полку служили представители аристократических фамилий империи, а муллой полка стал поэт и журналист Агамухаммед Гаджи Абдусалим оглу, писавший под псевдонимом Мухаммед Хади. Талантливый оратор, поэт-романтик, имеющий религиозное образование пользовался авторитетном в среде азербайджанской интеллигенции в том числе из-за своих стихов, призывавших сражаться за родину.
Первым командиром полка назначили подполковника Петра Половцова, а сотниками стали лучшие офицеры: ротмистр Шахверди хан Зиятханов; штабс-ротмистр Павел Зверев; ротмистр, князь Александр Амилохвари; ротмистр, князь Леван Магалов. В конных частях русской армии к сентябрю 1914 года в чинах от полковника до корнета служил 21 офицер-азербайджанец. Однако командный состав национальных воинских формирований тогда комплектовали из числа офицеров русской национальности или других национальностей, отличных от основной национальности воинской части. Подбирали офицеров-немусульман в национальные конные полки очень тщательно, выставляя обязательным условием уважительное отношение к языку, обычаям, традициям личного состава.
Интересно, что точно также и азербайджанцы распределялись в другие полки дивизии: в Кабардинский конный - Керим хан Эриванский; в Чеченский - ротмистр Искандер хан Нахичеванский; в Дагестанский - Рагим хан Нахичеванский.
Первый крупный бой Татарский конный полк принял в декабре 1914 года, а в феврале 1915 года сражался за стратегически важную деревню Бринь, первым вошел в город Тлумач. Весной участвовал в Карпатской наступательной операции войск Юго-Западного фронта и во вторжении в Буковину; в 1916 году - в «Брусиловском прорыве». Атаку полка под Тышковцами запечатлел художник Владимиров, а потом ее растиражировали открытках. Летом полк вел наступление в Буковинских Карпатах, в верховьях Прута, а осенью двинулся в Румынию…
««Дикие» спасли русскую армию в Румынии; «дикие» безудержным ударом опрокинули австрийцев и во главе русской армии прошли всю Буковину и взяли Черновицы. «Дикие» ворвались в Галич и гнали австрийцев неделю тому назад. И вчера вновь «дикие», спасая отступавшую митинговую колонну, рванулись вперед и отбив позиции, спасли положение», - писала газета «Утро России».
После февральской революции Татарский полк вывели в тыл, но австрийцы еще долго помнили конные атаки горцев, представлявшие собой, по свидетельству очевидцев, страшное и незабываемое зрелище…