Рустам Арифджанов: «Карабахский конфликт России в целом не выгоден»
Читать на сайте Вестник КавказаИнтересные собеседники - всегда желанные гости на "Вестнике Кавказа". Олег Кусов дает возможность высказаться всем, кто окажется в числе гостей в студии. Разговор с ними заходит не только о Кавказе. За чаем получасовая беседа пролетает быстро. Рубрика "Право слово" запечатлевает беседы в видео, аудио и текстовом форматах.
- У нас в гостях Рустам Арифджанов, главный редактор телеканала "Аль-РТВ" и вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. При этом, Рустам, не будем забывать, вы еще являетесь главным редактором газеты "Азербайджанский конгресс".
- Да, потому что азербайджанская кровь течет в моих жилах. Я вырос в Баку, это моя родина.
- Как часто бываете там?
- К сожалению, не так часто. В последний раз я был в октябре прошлого года. Хотелось бы приезжать чаще. Знаете еще почему? Потому что, каждый раз приезжая в родной город, я его все больше не узнаю.
- Очень быстро меняется Баку.
- Он очень быстро меняется. Это реально богатое государство - нефтяное, газовое. Значительная часть средств тратится, в том числе, на изменение архитектурного облика городов Азербайджана и Баку в первую очередь. Азербайджанцы – это коренной народ России, потому что на территории южного Дагестана проживает порядка 150 тысяч азербайджанцев в районе Дербента. Они - издревле живущие здесь люди. Более того, азербайджанский язык является одним из государственных языков Республики Дагестан, что позволяет говорить о том, что азербайджанцы - это люди, вошедшие в состав России со своей землей, скажем, в отличие от грузин, армян. Я с уважением отношусь ко многим народам, но азербайджанцы - это укоренившиеся россияне. В России не так уж часто употребляется термин "коренные народы", в основном употребляется "малочисленные" - до 50 тысяч человек. Будем говорить "старожильческое население" этих территорий. Есть еще азербайджанцы, которые недавно сюда приехали. Я, например, 30 лет назад приехал в Москву - недавно, наверное, с чьей-то точки зрения. А в 1990-х этот поток еще больше увеличился. По разным источникам, можно говорить о миллионе - двух миллионах азербайджанцев в России. Более того, число азербайджанцев, работающих в России, постепенно сокращается. Многие люди просто уезжают домой, в Азербайджан.
- Если дома становится лучше…
- Это реально богатое государство, не хочу обидеть ни Таджикистан, ни Кыргызстан, откуда большой поток миграции. Из Азербайджана сегодня почти нет потока миграции. Дома хорошо, люди возвращаются. Но очень многие мои соотечественники, например, в Тюменской области - это люди с высшим образованием, в 1970-1980-е помогавшие осваивать Западную Сибирь. Мы с гордостью говорим о том, что тюменская нефть, на которой зиждется сегодня экономика России, была открыта геологом Фарманом Салмановым. Благодаря этому легендарному геологу мы и живем сейчас в России достаточно комфортно. Многие азербайджанцы осели здесь после того, как получили образование в российских вузах. Среди азербайджанцев много медиков, ну и журналистов тоже много. Много ученых, особенно тюркологов, потому что языки очень похожие.
Чтобы работать с этими людьми, нужны, конечно, какие-то организации. У нас много организаций, азербайджанских сообществ в России. Две, конечно, наиболее крупнейшие - это Всероссийский азербайджанский конгресс, который издает газету “Азербайджанский конгресс”. Я являюсь членом президиума этой организации, главным редактором этой газеты, хотя это моя общественная работа. Было бы нечестно не поделиться опытом и знанием со своим народом. Вторая организация, которой уже 15 лет в этом году исполняется, - Федеральная национальная культурная автономия азербайджанцев России. Точно так же, как есть федеральная национальная культурная автономия у армян, и у татар, и у греков, и у немцев.
Эти организации имеют свои отделения, наверное, в большинстве субъектов России. Думаю, что организационно азербайджанцы в России - один из наиболее сплоченных народов: есть организации, есть газета, есть телевидение, есть сайты. В информационном плане азербайджанцам грех жаловаться на то, что страна о них не заботится, или что они не могу найти ответы на те вопросы, которые задают. А эти вопросы, безусловно, существуют.
- Но, к сожалению, Южный Кавказ не избавлен проблем, которые там появились давно. И в принципе, развал Советского Союза начался с Южного Кавказа. Если брать карабахскую проблему, есть такие эксперты, политики, которые считают, что России этот конфликт сегодня выгоден. Как вы относитесь к такому штампу?
- Скажу о себе. Мне всегда выгодно, чтобы рядом со мной на лестничной площадке жили добрые, дружащие со мной и друг с другом соседи. А если у нас три квартиры, допустим, на площадке и два соседа друг с другом дерутся, то какая от этого будет моя жизнь? Мне выгодно, чтобы они помирились и жили мирно, шумели меньше, чтобы это на мне не отражалось. Если объяснять на таком примере, конечно же, России невыгоден этот конфликт. Но, конечно, Россия неоднородная. Конечно, в России есть группы, которым, наверное, выгодно состояние войны, потому что и Азербайджан, и Армения вынуждены в этих условиях вооружаться. И продажа оружия - причем, не всегда государственными путями, - это очень опасный, но очень прибыльный бизнес.
- Это криминальная среда?
- Криминальная среда. Есть столкновения коммерческих интересов. Исходя из этих интересов, практически вся экономика Армении принадлежит тем или другим российским финансовым группам, потому что Армения из-за своего конфликта с Азербайджаном экономически обессилена, ей приходится продавать все, что у них есть. Большое количество армян эмигрируют из Армении. Армения находится в состоянии блокады - с одной стороны с Турцией, с которой у нее давно недружественные отношения, с другой стороны - с Азербайджаном, с которым Армения находится в состоянии перемирия, но это не мир, потому что Азербайджан требует и будет всегда требовать возвращения своих земель. А с севера находится Грузия, и у Армении с Грузией тоже сложные отношения из-за Джавахетии, где преимущественно живёт армянское население, и оно выступает с лозунгами о широкой автономии или о присоединении к Армении. Может быть, Грузия пошла бы на эту автономию, но она видит, что на примере Азербайджана к чему приводит широкая автономия… Сначала автономия, а затем сепаратистские движения и требования присоединить Карабах к Армении. Поэтому и с Грузией у Армении не очень теплые отношения. И поэтому она, конечно, заперта.
Для Армении лучше всего было бы, конечно, решить эти проблемы и решить проблему Карабаха. Проблема Карабаха ведь усугубляется не только из-за того, что несколько районов, преимущественно населенных армянами, сейчас контролируются ереванским правительством. Если разговор откровенный, мы же понимаем, что и предыдущий президент был одним из полевых командиров карабахского ополчения или армии когда-то, и нынешний президент - один из полевых. Поэтому мы понимаем, что эти территории контролируются Ереваном, Арменией. Но не только эти. Семь районов, которые были населены в основном азербайджанцами, тоже захвачены оккупационными войсками, там практически никто не живет, но даже эти семь районов Азербайджану не возвращают несмотря на 4 резолюции ООН, несмотря на то, что на этом настаивает и Минская группа ОБСЕ. В этой ситуации я понимаю, что правительство Армении находится в сильной зависимости из-за своей экономической слабости от зарубежной диаспоры. Зарубежная армянская диаспора живет достаточно комфортно. Это люди, умеющие хорошо работать и хорошо зарабатывать, и в этих условиях они, конечно, могут рассуждать и о национальных интересах, и о национальных территориях, лежащих за пределами официальных границ республики, о геноциде, о «миацуме», то есть о воссоединении Карабаха с Арменией. Им легко в теплой Венеции, Лос-Анджелесе или Париже. Население Армении и не только небольших городов, но и Еревана, живет крайне финансово тяжело, да просто бедно, и снятие экономической блокады после решения карабахского вопроса, конечно же, облегчило бы положение Армении. Но эта зависимость и от идеологии зарубежной диаспоры, и от денег зарубежной диаспоры, конечно же, не помогает Армении решить эту проблему, сделать некий шаг навстречу.