Продукты с территории Азербайджана получили "прописку" в Армении
Читать на сайте Вестник КавказаК сожалению, на рынках России наряду с качественным и законным товаром встречается и сомнительная продукция. Такого рода продукцией являются и товары, поставляемые с оккупированных территорий Азербайджана, в частности, на полках московских магазинов можно обнаружить консервированные овощи и варенья, произведенные в Нагорном Карабахе об этом можно судить по этикеткам, где в качестве места изготовления и упаковки продуктов значится "г. Степанакерт" (Ханкенди, азербайджанский город, административный центр Нагорно-карабахской области, которому в советские времена было присвоено имя Степана Шаумяна; после обретения Азербайджаном суверенитета городу было возвращено историческое название).
Изготавливает и экспортирует эти консервы в Россию ЗАО "Арцах фрут", основанная также в оккупированном Нагорном Карабахе и зарегистрированная в Ереване. Партнерами "Арцах фрута" в России являются, согласно сайту компании, московское ЗАО "Корона" и краснодарское ООО "Югдекор".
Внимание "Вестника Кавказа" привлек полный адрес места изготовления и упаковки, указанный на таких продуктах компании, как лечо и варенье из ежевики. "Арцах фрут" решил вопрос о маркировке продукта, произведенного на оккупированных азербайджанских территориях, то есть де-юре в Азербайджане, в противоречие с официальной позицией не только Азербайджанской республики, но и Армении: на этикетках напечатано "Армения, г. Степанакерт" и "РА г. Степанакерт" (то есть Ханкенди).
Данные адреса являются несуществующими. Все страны мира признают Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов территориями суверенного Азербайджана, оккупированными ВС Армении, а, значит, и город Ханкенди. Самопровозглашенную "Нагорно-карабахскую республику", напротив, не признает ни одна страна мира, в том числе и Армения, что усугубляет и запутывает ситуацию с маркировкой продукции из Карабаха, хотя единственная легитимная маркировка такого продукта с точки зрения норм международного права "Азербайджан, г. Ханкенди".
"Вестник Кавказа" решил узнать у экспертов, какие российские законы нарушает компания-производитель, объявивший на своих товарах Ханкенди частью Армении.
Как пояснили в Обществе защиты прав потребителей, покупатель, приобретя подобный товар, "в праве предъявить претензии, требуя возврата денег в связи с тем, что ему предоставлена недостоверная информация по адресу изготовителя". С компании при этом можно взыскать и дополнительное возмещение убытков. "Если в связи с этим потребителю причинены какие-то убытки, он также вправе требовать их возместить. К примеру, речь может идти о моральных страданиях, если человек этот убедительно докажет, что он, зная, что товар происходит из оккупированных территорий Азербайджана, ни за что бы его не купил", - рассказали в ОЗПП.
Данная ситуация регулируется статьями 10, 13 и 15 федерального закона от 7-го июля 1992 года 2300-I "О защите прав потребителей". Так, в Ст. 10, ч. 2, среди прочего, сказано, что "информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать… сведения... о дате и месте изготовления и упаковки, … адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)". Эта статья обязывает производителя верно указывать относящиеся к товару адреса.
Ст. 13 устанавливает ответственность производителя за неверную информацию о товаре. В Ст. 13, ч. 2 сказано: "Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором".
Ст. 15 говорит о компенсации за моральный вред. "Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда".
Однако факт "включения" Ханкенди в состав Армении имеет более тонкое экономическое измерение. Как отметил заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики им. Гайдара Александр Кнобель, таким образом компания получает таможенные льготы, на которые не имеет права, а значит, ввозит товары в Россию нелегально. "Армения является членом ВТО, и туда она входит в международно признанных границах, без оккупированного Нагорного Карабаха. Россия имеет соглашение с Арменией о зоне свободной торговли в рамках СНГ, и это соглашение также подписано в международно признанных границах, опять же без оккупированного Нагорного Карабаха. А это значит, что применять нулевые пошлины на продукцию, выпущенную за пределами Армении в ее юридических границах, нельзя - уже хотя бы поэтому товар нелегально пересек таможенную границу Армении и России", - рассказал Кнобель.
По словам эксперта, то же самое можно сказать и о ввозе фирмами, зарегистрированными в Армении, товаров, произведенных в Нагорном Карабахе, в любую другую страну, предоставляющую армянским предпринимателям льготные таможенные условия. "Если Армения имеет с кем-либо соглашения о преференциальном режиме внешнеэкономических связей или вообще какие-либо торговые соглашения, то в этих соглашениях Нагорного Карабаха точно нет и не может быть. Поэтому тот режим торговли, которые применяется к армянским товарам, не должен применяться к товарам из Нагорного Карабаха", - сообщил он.
Что касается санкций, которые могут быть наложены на подобную фирму, то здесь, подчеркнул Александр Кнобель, российское законодательство нуждается в доработке. "Все зависит от того, существуют ли формальные документы относительно ограничений на торговлю этими товарами. Проблема в том, что если таких документов нет, трудно кого бы то ни было юридически наказать. О Нагорном Карабахе есть резолюции Совета Безопасности ООН, что это оккупированная территория Азербайджана, но, вполне возможно, что в России нет специальных документов, касающихся запрета на экспорт товаров оттуда. Вероятно, тогда вопрос карабахского экспорта был настолько мелким по сравнению с другими вопросами нагорно-карабахского конфликта, которые обсуждались, что просто никто не задумывался о том, чтобы это формализовать", - поведал эксперт.
Однако это не значит, что ввоз товаров из оккупированного Нагорного Карабаха компаниями Армении в Россию не может быть официально запрещен в будущем. "Подчеркну, что, если Азербайджан этот вопрос инициирует, у него есть все шансы на международном уровне эти документы принять относительно запрета на торговлю товарами из Карабаха", - заключил Александр Кнобель.