Замораживание карабахского конфликта
Читать на сайте Вестник КавказаДоказывать необходимость скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта нужно лишь абсолютным циникам. Люди здравомыслящие понимают, что при любом раскладе худой мир лучше доброй войны. Тем не менее в прессе нет-нет да мелькнет сентенция о том, что тем или иным силам выгодно замораживание конфликта, хотя карабахский конфликт сложно назвать «замороженным» - продолжаются перестрелки, захватываются диверсанты или «диверсанты», гибнут люди.
Не раз приходилось слышать, что сохранение статус-кво в карабахском конфликте играет на руку Москве, которая искусственно поддерживает существующее положение, чтобы держать «на крючке» политические элиты как Армении, так и Азербайджана.
Однако, скорее всего, здесь речь идет о некоей фиксации политической реальности до тех пор, пока или не появится компромиссное решение, устраивающее как Баку, так и Ереван, или же не будет нарушен баланс сил, что позволит одной из сторон одержать победу – военную или дипломатическую.
Скорее всего, Москве была бы выгодна «разморозка» конфликта, если понимать под ней изменение формата урегулирования. Ведь в связи с украинским событиями в Москве все чаще намекают на попытки оппонентов дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе с прицелом на Северный.
В этом году исполняется 20 лет со дня подписания Бишкекского протокола о прекращении войны между Азербайджаном и Арменией.
В январе, подводя итоги деятельности российской дипломатии в прошлом году, глава российского МИДа Сергей Лавров заявил: «Главное - согласие сторон с принципами, которые лягут в основу урегулирования. За них мы эту работу не сделаем. Мы вместе с американцами и французами стимулируем обе стороны, готовы предлагать какие-то идеи на рассмотрение Баку и Еревана. Но последнее слово - за ними». А уже в июне, находясь в Баку, Лавров призвал форсировать процесс: «Чем скорее мы согласуем последовательность практических шагов, которая позволит разрядить обстановку и перейти к устойчивому урегулированию, тем будет лучше для Армении, Азербайджана и всего Кавказского региона».
Напомним, именно карабахский вопрос стал причиной того, что подписание документов о вступлении Еревана в Евразийский экономический союз было отложено. По словам Лаврова, Нагорный Карабах «представляет собой предмет международных переговоров, которые ведутся на основе целого ряда согласованных сторонами принципов. Армения уже заявила о своем участии в ВТО в рамках признанных ООН границ, и не на какие другие границы она не претендует. То же самое будет происходить и в отношении Евразийского экономического союза».
Такая позиция Москвы стала еще одним поводом для роста в Армении антироссийских настроений, которые легко подогреваются в условиях общественного недовольства социально-экономистским положением.
В Ереване от Москвы все время ждут чего-то большего, но не имеющей общей границы с Арменией России непросто обеспечивать ее безопасность без существенных финансовых затрат. Так что решение карабахской проблемы позволило бы Москве направлять меньше ресурсов и в Гюмри, где дислоцирована российская военная база.
Что касается самого Нагорного Карабаха, то сохранение статус-кво в конфликте остается главным препятствием для восстановления его инфраструктуры. По некоторым данным, контролирующая его территорию Армения по объему внутреннего валового продукта и паритету покупательной способности, занимает лишь 115 место в мире. Решение конфликта послужило бы снятию экономической блокады Армении и восстановлению ее прямых экономических отношений с Азербайджаном, а также выходу через его территорию на Россию. Вообще, возможность укрепления отношений с ведущей страной региона - Азербайджаном – выгодна как Москве, так и Еревану.
В Баку же на проблему смотрят совершенно однозначно. «Половинчатое решение вопроса может стать лишь этапом, - считает Ильхам Алиев. - Армянский народ может жить в условиях высокого статуса автономии в рамках азербайджанского государства. Мы предложили это, и такой подход основан на самом позитивном опыте в мире и Европе».