Обзор армянских СМИ за 8 - 14 июля

Читать на сайте Вестник Кавказа

Премьер-министр Армении Овик Абрамян на прошедшей неделе провел в Сочи переговоры со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым, которые стали одной из главных тем публикаций в армянских СМИ.

"О том, что наши страны – очень близкие союзники, нет смысла даже специально говорить. Действительно, и страны наши близкие, и народы очень близкие, это дает нам возможность обменяться информацией по всем вопросам нашего сотрудничества", - цитирует Дмитрия Медведева Терт.ам.

Премьер-министры двух стран обсудили вопросы, касающиеся двухсторонних соглашений в области торговли, инвестиций и гуманитарного сотрудничества, а главы миграционных служб России и Армении в присутствии Дмитрия Медведева и Овика Абраамяна подписали Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Армения "О порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации".

После того, как президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении Армении присоединиться к договору о создании ЕАЭС первого июня 2014 года, прошло полтора месяца. Вначале дата присоединения была перенесена на 15 июня, затем на средину июля, сейчас говорят уже об октябре. Это дало основания для распространения в СМИ и блогосфере огромного количества конспирологических теорий и домыслов, с одной стороны, явно не способствующих выяснению истины, а с другой, создающих ненужный ажиотаж и даже серьезное напряжение вокруг данной проблемы, пишет "Новости-Армения".

"Смешно было бы отрицать, что и народ Армении и армянская политическая элита далеко не едины в этом вопросе. Тому есть множество субъективных и объективных причин. В условиях острой геополитической борьбы сверхдержав, проявившейся только в последнее десятилетие в виде иракского, афганского, тунисского, египетского, йеменского, ливийского, сирийского и украинского кризисов, вопрос о вступлении Армении в ЕАЭС имеет существенное значение не только с точки зрения внутренней и внешней политики собственно Республики Армения, но и с позиции глобальной политики", - пишет издание.

"Безусловное влияние на данный процесс оказывают сложные региональные проблемы, в разрешение которых, так или иначе, вовлечены все три кавказских государства (Грузия, Армения, Азербайджан), Россия (Северный Кавказ), Турция и Иран (приграничные регионы). Этот клубок проблем возник два – два с половиной тысячелетия назад (задолго до возникновения современных государств, участвующих в его разрешении) и вряд ли будет разрешен полностью", - говорится в статье. Автор напоминает, что влияние на ситуацию оказывают интересы (как экономические, так и политические) стран-членов ЕАЭС, позиция которых далеко не по каждому вопросу идентична.

На самом деле доступных для анализа фактов не так уж много, поясняет автор. "Несомненно, что отказ Армении от соглашения об ассоциации с ЕС, который фактически состоялся 3-го сентября 2013 года, когда Серж Саргсян на встрече с Владимиром Путиным заявил о намерении Еревана присоединиться к ТС, оказался не менее крутым поворотом внешней политики Армении, чем аналогичный отказ Януковича, состоявшийся почти двумя месяцами позже.

Опасность внутриполитических осложнений вряд ли бы заставила руководство Армении притормозить процесс вступления в ЕАЭС. Более того, в такой ситуации было бы логично реализовать заявку как можно скорее (к чему и стремился президент Армении). Поскольку же и внутриполитическая и общая внешнеполитическая ситуация объективно подталкивали и подталкивают руководство Армении к реализации заявки на вступление в ЕАЭС в максимально сжатые сроки, причины переноса сроков присоединения Армении к ЕАЭС логично искать в самом ЕАЭС.

Во-первых, очевидно, что страны-члены ЕАЭС заняли далеко не единую позицию в украинском кризисе. Они все также являются членами ОДКБ. Во-вторых, странам ЕАЭС было достаточно трудно согласовать свои экономические интересы даже при переговорах "на троих". Появление Еревана в качестве еще одной стороны переговорного процесса создает дополнительные трудности. Если Россия уже заявила о готовности обеспечить вступление Армении в ЕАЭС на наиболее благоприятных условиях, то позиции Белоруссии и Казахстана заявлены далеко не так однозначно. Это и понятно. Для России расширение ЕАЭС является не только экономическим, но и политическим (в том числе геополитическим) приоритетом. Казахстан и Белоруссия значительно больше ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. По существу, даже с технической точки зрения процесс вступления Армении в ЕАЭС не может быть одномоментным.

Ну и не надо сбрасывать со счетов тот факт, что после окончательного формирования (к августу-сентябрю) новых руководящих органов ЕС появляется хороший шанс не только на военное, но и на политическое решение украинского кризиса. Что, в свою очередь, должно привести к окончательной ясности во взаимоотношениях между тремя действующими членами ЕАЭС. Таким образом, к октябрю появляется возможность прояснения как экономических, так и политических позиций стран-членов ЕАЭС и достижения договоренности о вступления Армении на действительно оптимальных, с точки зрения армянского народа и государства условиях.

Данная отсрочка решения вопроса (даже если она будет продлена еще на месяц-другой) явно не нарушает и планы России. Во всяком случае, какого либо охлаждения в отношении Москвы к Еревану не фиксируется, наоборот, заявления высших руководителей Российской Федерации свидетельствуют о полном понимании ситуации и удовлетворенности динамикой идущего процесса", - резюмирует издание.

Властям Армении никак не удается добиться от стран-членов Таможенного союза благоприятного режима для порядка тысячи так называемых "чувствительных" товаров, пишет "Айкакан жаманак", ссылаясь на свои источники.

"Речь идет о том известном списке товаров, которые при импорте из стран, не входящих в ТС, должны облагаться намного более высокими таможенными пошлинами, чем сейчас. А вступление Армении в ТС и в Евразийский экономический союз на предлагаемых условиях означает, что цены на указанные товары в стране резко повысятся, в ряде случаев до 15-20%. Согласно информированным источникам, основной причиной затягивания со вступлением Армении в ЕАЭС является именно это, хотя власти страны публично отрицают наличие указанной проблемы", - отмечает издание.

Как выясняется, на процесс присоединения страны к Евразийскому экономическому союзу оказала воздействие смена премьер-министра в Армении, пишет газета "Жаманак", развивая тему.

"Согласно разговорам в кулуарах власти, Овик Абрамян вообще не вызывает интереса России и других стран-членов ЕАЭС – Белоруссии и Казахстана. И в рамках этого кадрового назначения в определенной степени убавился интерес к нашей стране в вопросе вступления в Евразийский союз. Отмечается, что хотя эти три государства и инициировали создание ЕАЭС, однако у них пока нет четкого представления относительно того, что он должен из себя представлять, как формироваться. У этих постсоветских стран нет какого-либо опыта по созданию союзов, в частности, экономических. И поскольку у Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана нет опыта по созданию подобной структуры, в данном вопросе, как бы странно это не звучало, с прошлой осени им стала помогать Армения", - пишет издание, мотивируя свою позицию тем, что у Армении – более богатый опыт по созданию подобных союзов.

"Дело в том, что в последние четыре года Армения вела переговоры с Евросоюзом относительно Соглашения по ассоциации, которое имело как политическую, так и экономическую составляющую. Переговоры уже практически были завершены, и власти Армении готовились парафировать документы. Получается, что среди этих четырех стран у Армении больше опыта и идей по созданию ЕАЭС. Как это ни удивительно, группа армянских официальных лиц, ведущих переговоры по вступлению в Евразийский союз, в этом вопросе оказалась весьма полезной для остальных. Можно также сказать, что армянская сторона подала множество идей по формированию ЕАЭС, которые черпала из опыта переговоров с Евросоюзом. Однако эта группа чиновников была отстранена вместе с бывшим премьер-министром Тиграном Саркисяном. Рабочую группу по вступлению нашей страны в ЕАЭС координировала бывший замминистра экономики Карине Минасян, которую после отставки Тиграна Саркисяна назначили советником президента. Говорят, что сейчас она свою деятельность по ЕАЭС не продолжает с прежним усердием. И теперь между государствами-членами Евразийского союза есть глубокие разногласия относительно присоединения к нему Армении: не хотят дать привилегии, создают проблемы по карабахскому и другим вопросам", - отмечает "Жаманак".

Тему нагорно-карабахского конфликта развивает газета "Голос Армении", обвиняя в затишье в процессе урегулирования страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, в частности Россию.

"Недавний "взрыв" в процессе урегулирования карабахского конфликта, спровоцированный во многом записями и выступлениями американского сопредседателя Джеймса Уорлика, вновь сменился на привычный штиль, - пишет газета. - Но только на словесном фронте, ибо на границах ситуация продолжает оставаться напряженной. За прошедшую пару недель дипломаты двух стран-сопредседателей практически одновременно заявили, что им ничего не известно об обстрелах армянских приграничных сел. Вначале это сделал посол России Иван Волынкин, заявивший, что лично он "выстрелов не слышал". Затем отличилась представитель Госдепа Джен Псаки, которая посетовала, что у нее "нет подтверждения сообщений об обстрелах с азербайджанской стороны".

Издание самокритично обсуждает в этом вопросе и "очевидные", на его взгляд, просчеты армянской дипломатии, которые "заключаются в том, что за 20 лет армянская сторона не только не сумела навсегда вывести вопрос какой-либо сдачи территорий за рамки переговорного процесса, но и, наоборот, соглашалась и сама обсуждала эту возможность".

"Трудно, конечно, поверить, что Волынкин не в курсе обстрелов. В прессе уже высказывалось предложение, которое хотелось бы настойчиво повторить. Поскольку сидя в Ереване действительно трудно услышать стрельбу на границе, нужно просто повезти всех аккредитованных в Армении послов - или хотя бы тех, кто представляет страны-члены Минской группы - в приграничные села. В конце концов, они – послы не в Ереване, а в Армении. А если г-ну Волынкину и его коллегам повезет, то они еще и услышат выстрелы своими ушами и на себе почувствуют - каково это жить на границе. Может быть, тогда уважаемые дипломаты зарекутся вообще что-либо рекомендовать армянскому народу, даже когда это исходит из политических интересов их стран", - резюмирует издание.

Хотя во внутриполитической жизни Армении царит относительное затишье, обусловленное периодом летних отпусков, переносом парламентской четверкой срока выполнения своих требований на осень, затягиванием процесса вступления страны в Евразийский экономический союз, однако после просмотра передач телеканалов может сложиться впечатление, что в стране скоро должны пройти выборы главы государства, причем они близки настолько, что ряд лиц пустился в агитацию, - пишет газета "Азг".

"Некоторые в этом направлении проявляют невиданную активность, как, например, премьер-министр Овик Абрамян, который предпочитает не решать методично вопрос за вопросом, сидя в своем кабинете, а постоянно находится в поездках – ездит по селам, на границу, общается с людьми, что в Армении принято в основном делать накануне выборов. Свои планы по участию в президентской гонке не скрывает недавно вновь возвратившийся в лоно оппозиции глава партии "Оринац еркир" Артур Багдасарян", - отмечает издание.

В Армении продолжаются общественные обсуждения по пакету конституционных реформ, предложенных властями. Не исключено, что по результатам обсуждений в него будут внесены коренные изменения, например, связанные с трехступенчатой судебной системой, и так далее, заявил член Специальной комиссии по конституционным изменениям, советник Конституционного суда, бывший министр юстиции Армении Геворк Даниелян, пишет газета "Жаманак".

"Круг изменений, я бы сказал, будет продиктован широтой охвата полученных предложений и замечаний. Часть из них непосредственно касается именно тех вопросов, по которым предлагались альтернативные варианты по форме правления, судебной системе и так далее. В подготавливаемом проекте они будут заменены подходами, предполагающими исключительно единые правовые решения", - отметил Даниелян.

Повышение тарифов на электроэнергию с 1 августа в определенной степени скажется на ценах на товары первой необходимости, пишет газета "Айкакан жаманак".

"Накануне наш корреспондент попытался выяснить, приведет ли подорожание электричества к повышению цен на хлеб? "Хлеб печем с использованием электроэнергии, и повышение тарифов на нее приведет к подорожанию хлеба", - заявили нашему корреспонденту в хлебозаводе "Хесу". Однако здесь затруднились пояснить, насколько именно подорожает их продукция. А директор Севанского хлебозавода Ашот Аветисян настроен более оптимистично. "Не считаю, что тарифы на электричество повышаются настолько, чтобы мы тоже изменили цены на хлеб. Думаю, что сможем компенсировать затраты за счет прибыли", - сказал Аветисян, добавив, что их продукция подорожает в другом случае: если мелкие предприятия так и не выйдут из тени", - отмечает "Айкакан жаманак".