В Голландии задержан грузинский Малюта Скуратов
Читать на сайте Вестник КавказаВсе грузинские телеканалы в эти дни начинают информационные программы с новостей из Голландии, где местные правоохранительные органы задержали экс-начальника главного управления департамента безопасности и особых заданий военной полиции Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Георгия Дгебуадзе.
Дгебуадзе арестован по требованию Генпрокуратуры Грузии, поскольку проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам. Военная полиция - последнее (перед сменой власти) место работы этого знакового персонажа эпохи правления Михаила Саакашвили. До того он занимал высокие посты в Департаменте конституционной безопасности (ДКБ) МВД – мощной грузинской спецслужбы, интегрированной, по решению президента Саакашвили, в систему МВД, что не помешало этому ведомству завоевать зловещую славу за 9 лет правления Единого национального движения.
У Георгия Дгебуадзе кличка "Мастерок". Не "Мастер", а именно "Мастерок". Еще Александр Солженицын писал, что в криминальном жаргоне есть такая фигура речи – придавать любому слову или понятию специфический оттенок: "Не больница, а больничка, не столовая, а столовка". Дгебуадзе прозвали "Мастерком", чтобы подчеркнуть его "заслуги" на ниве особых операций, наводящих ужас.
Главное обвинение против него – участие в Навтлугской операции, потрясшей страну своей жестокостью: 12 января 2006 года, спецназ ДКБ подняли по тревоге, направив на привокзальную площадь столичного района Навтлуги. Операцией лично руководил глава департамента Дата Ахалая. Он объяснил спецназовцам, что группа преступников планирует устроить побег из колонии особого режима. Впрочем, это утверждение затем не нашло никакого подтверждения, кроме факта родственной связи одного из подозреваемых с заключенным тюрьмы.
Спецоперация превратилась в безжалостный расстрел троих человек. Причем Дата Ахалая и Георгий Дгебуадзе, занимавший тогда пост руководителя отдела специальных операций, по свидетельству очевидцев, убивали подозреваемых контрольными выстрелами в голову. Ахалая также арестован, но не в Голландии, а в Греции и сейчас Генпрокуратура грузии пытается его экстрадировать оттуда также как Дгебуадзе.
Впрочем, для Мастерка это была не первая и не последняя спецоперация. Он фигурировал во многих нашумевших делах. В том числе, в подавлении бунта в тюрьме Ортачала 27 марта 2006 года, когда погибли десятки заключенных, а также в скандальной истории с покушением на жизнь покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Осенью 2007 года телекомпания "Имеди", принадлежащая тогда Патаркацишвили, опубликовала аудиозапись разговора Дгебуадзе с чеченским полевым командиром Увайсом Ахмадовым. "Мастерок долго рассказывал Ахмадову, что Бадри Патаркацишвили и "финансируемая им оппозиция" создают серьезные проблемы грузинским властям. По мнению чиновника МВД, "Патаркацишвили торгуется с Кремлем за счет Грузии, обещая дестабилизировать обстановку в прозападной стране в обмен на прекращение уголовного дела "Автоваза" против Патаркацишвили и Березовского".
Разговор, если запись не сфальсифицирована, хотя голоса очень похожи, состоялся в период, когда в Тбилиси бушевали митинги протеста с требованием отставки президента Саакашвили. Увайс Ахмадов не сказал собеседнику ни да, ни нет, а на самом деле, тайно записал разговор в стамбульском аэропорту и передал запись Патаркацишвили. Тот, в свою очередь, сообщил о произошедшем лондонской газете "The Sunday Times", которая разместила запись разговора на своем сайте http://del.interoute.com/?id=bbf00053-88e8-4e9c-a867-594f495cdfc2&delivery=download.
Тем не менее на карьере Дгебуадзе этот скандал никак не сказался - соратники президента Саакашвили назвали всю историю с аудиозаписью "грязной инсинуацией российских спецслужб", а ее герой продолжил восхождение по карьерной лестнице. Впрочем, высших должностей в силовых структурах он так и не достиг, зато превратился для оппозиции в "любимого опричника" Михаила Саакашвили, как Малюта Скуратов при Иване Грозном.
Теперь, по прошествии времени, уже трудно разобраться, что на самом деле в истории Дгебуадзе правда, а что вымысел, но от своей "славы" специалиста по специфическим операциям ему не уйти. Кроме того, фигура Дгебуадзе и все перипетии с ним, в том числе арест и возможная экстрадиция для дальнейшего суда на родине, вновь напоминают о неоднозначности "грузинской реформации", затеянной группой молодых прозападных политиков после "революции роз" 2003 года. Как неоднократно доказывала история, попытка быстрой модернизации и перепрыгивания через эволюционные этапы, обязательно приводит к сопротивлению значительных общественных сил, а значит и к появлению таких фигур, как Мастерок.