Почему Азербайджан поддержал Россию в ПА ОБСЕ
Читать на сайте Вестник КавказаПроходящая в Баку 23 пленарная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ в очередной раз обнажила кризис системы международной безопасности, который сейчас переживает мировое сообщество. Царящий в международных отношениях селективный подход к решению схожих по своей сути конфликтов, после событий на Украине достиг апогея, и все больше стран акцентирует свое внимание на недопустимости применения двойных стандартов.
Создавая "косовский прецедент", противопоставляя друг другу принципы территориальной целостности и права народов на самоопределение, западные страны во главе с США поставили на рельсы пагубную практику избирательной и предвзятой трактовки международного права в угоду продвижения собственных геополитических интересов. В результате, продукт западного производства, коим, собственно, и является принцип self determination, все чаще используется против интересов его создателей. Наблюдаемые в международных отношениях тенденции усиления правового нигилизма и политической ангажированности при трактовке положений международного права приводят к полной дезориентации стран в правовом пространстве.
К примеру, американский сенатор Бенджамин Кардин, находясь в Баку, представил свой проект резолюции в ПА ОБСЕ, осуждающей действия России в Украине. Примечательно, что документ, носящий броское название "Очевидное, грубое и неисправленное нарушение Хельсинских принципов Россией", в котором защищается территориальная целостность Украины, был опротестован двумя делегациями: российской и азербайджанской. Итак, бесцеремонно отделившие Косово от заблаговременно разбомбленной Сербии американцы вдруг озаботились суверенитетом Украины. Кстати, те же США выделяют многомиллионные средства из госбюджета в качестве помощи сепаратистскому Карабаху, но о помощи Абхазии и Южной Осетии в Вашингтоне даже не думают. Страдающие от сецессионного конфликта азербайджанцы выступили против "прицельной" американской резолюции в поддержку территориальной целостности Украины (о причинах мы напишем ниже). Россия, будучи федеративным государством, традиционно тоже последовательно выступала против права наций на самоопределение в ущерб территориальной целостности (в частности, известна позиция РФ против независимости Косово), но, по известным причинам, заняла "особую позицию" в вопросах Крыма, Абхазии и Южной Осетии.
То, что официальный Баку выступил против американской резолюции – шаг сам по себе довольно неожиданный, но при ближайшем рассмотрении, вполне объяснимый.
На первый взгляд, объяснение мотива поведения азербайджанских делегатов лежит на поверхности. Глава азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ Бахар Мурадова заявила, что ситуация вокруг Украины очень беспокоит Азербайджан, признающий, к слову, ее территориальную целостность. Несмотря на это, азербайджанская делегация не согласна с избирательным подходом к существующим в регионе ОБСЕ конфликтам. "Поэтому считаю, что необходимо объединить усилия и принять серьезную резолюцию, касающуюся всех конфликтов в регионе", - сказала Мурадова. Она считает, что возможная резолюция не может ограничиваться Украиной, но должна касаться и других конфликтов на постсоветском пространстве. В конечном итоге, Мурадова предложила снять проект резолюции, подготовленной сенатором Кардином, с повестки сессии.
Аргументация азербайджанской стороны, кстати, находится в полной гармонии с недавним нашумевшим выступлением президента страны Ильхама Алиева в ПАСЕ, в котором он довольно четко указал неприятие им двойных стандартов, применяемых Западом при подходе к различным конфликтам во всем мире. Иначе говоря, позиция Азербайджана сводится к следующей формуле: "Мы будем поддерживать лишь универсальные резолюции, которые будут соответствовать нашим национальным интересам, а не те, которые нужны Западу для удовлетворения его сиюминутных интересов". Положение, при котором одни резолюции Совбеза ООН выполняются в течение нескольких часов, а другие не реализуются двадцать лет, неприемлемо для Баку, и об этом открыто сказал президент Ильхам Алиев, выступая в Совете Европы.
Что же касается решения азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ выступить против американской резолюции, то тут, на наш взгляд, большее значение имеет не аргументационная база азербайджанской делегации, при любом удобном случае отстаивающей, естественно, собственные национальные интересы. Куда симптоматичнее сам факт того, что Баку не занял безопасную с точки зрения внешнеполитических рисков нейтральную позицию по принципу "ни вашим, ни нашим", а открыто выступил против американцев, де-факто приняв сторону российских партнеров.
Свою роль, бесспорно, сыграло то, что личность автора антироссийской резолюции Бенджамина Кардина вызывает в одинаковой степени неприязнь, как в Москве, так и в Баку. Этот американский сенатор, будучи председателем Хельсинской комиссии, является автором известного в России "закона Магнитского". В то же время, незадолго до сессии ПА ОБСЕ в Баку он организовал в Вашингтоне круглый стол, ставший мероприятием по публичному бичеванию азербайджанского правительства с участием его злейших критиков. Естественно, что это не осталось незамеченным в Азербайджане.
Позиция, которую занял Баку относительно резолюции Кардина в ПА ОБСЕ, все же, не только связана с протестом Азербайджана против двойных стандартов или же личностью ее автора. Во многом, она свидетельствует о серьезных тектонических сдвигах в регионе Южного Кавказа, где линия разлома сфер влияния Запада и России проходит через Азербайджан. Грузия, подписавшая одновременно с Украиной и Молдавией 27 июня договор об Ассоциации с Евросоюзом, окончательно закрепила свой европейский выбор, положив конец всевозможным спекуляциям на тему пророссийского крена "Грузинской мечты". Можно констатировать, что вопрос Абхазии и Южной Осетии оказался непреодолимым препятствием в грузино-российских отношениях. Запад путем манипулирования грузинским президентом Саакашвили умело спровоцировал военные действия Грузии в Южной Осетии в августе 2008 года. Тем самым, была достигнута поставленная им цель - "ампутация" двух регионов от грузинского государства, и, как следствие, освобождение Тбилиси от главного механизма влияния Кремля на грузинскую внешнюю политику.
Находящаяся в блокаде Армения настолько зависима от российских гарантий безопасности, что затянувшиеся заигрывания Еревана с Брюсселем были жестко пресечены лишь парой непрозрачных намеков из Москвы в виде крупной оружейной сделки с Баку и заметно изменившейся риторикой относительно карабахского урегулирования. В результате, президент Серж Саргсян после незапланированного визита в Россию спешно объявил о желании его республики присоединиться к Таможенному Союзу. Одним из ключевых проектов Вашингтона, преследовавших цель вырвать Армению из орбиты российского влияния, стала попытка нормализации армяно-турецких отношений вне контекста урегулирования карабахского конфликта. Американские миротворческие усилия, однако, натолкнулись на мощное противодействие Азербайджана, добившегося привязки нагорно-карабахского конфликта к процессу урегулирования турецко-армянских отношений (напомним, что Турция закрыла свою границу с Арменией после захвата ею Кельбаджарского района Азербайджана). В результате, процесс армяно-турецкого примирения застопорился, а вывод Еревана из-под российского влияния так и остался нереализованной мечтой Хиллари Клинтон.
Азербайджану, в отличие от Грузии и Армении, все еще удается сохранять свой внеблоковый статус, подтвержденный полноправным участием страны в Движении Неприсоединения. Интеграция с Европейским союзом в рамках "Восточного партнерства" оказалась непривлекательной для Баку с точки зрения экономических выгод. В то же время, политическая повестка дня ЕС также не удовлетворяла Азербайджан, так как она обходит стороной вопрос деоккупации азербайджанских территорий. Сейчас в азербайджанских СМИ и экспертных кругах все чаще обсуждаются возможные евразийские перспективы Азербайджана. То, что Россия может сыграть ключевую роль в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, не вызывает сомнений. Озвученные в интервью "Вестнику Кавказа" советником президента РФ Сергеем Глазьевым высказывания об осознании России важности окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта для полноценного участия Азербайджана в Евразийском Союзе привлекли пристальное внимание в Баку. Недавние визиты в азербайджанскую столицу главы МИД Сергея Лаврова, вице-премьера Дмитрия Рогозина и спикера Госдумы Сергея Нарышкина, каждый из которых провел встречи с президентом Алиевым, говорят о невиданной интенсификации политических контактов между двумя странами на высшем уровне. Поступят ли от Москвы новые эффективные инициативы по карабахскому урегулированию? Этот вопрос продолжает иметь для Азербайджана центральное значение, и ответ на него может оказать решающее влияние при решении страны об участии в том или ином интеграционном проекте.