Валерий Баев: "Одна из серьезных задач – возврат позитивного имиджа Северному Кавказу"

Читать на сайте Вестник Кавказа

У нас в гостях проректор по инвестиционной деятельности Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Валерий Баев.

- Валерий, вы родились, учились и до недавнего времени жили во Владикавказе, в Северной Осетии. Владикавказ – один из ключевых городов юга России. В чем его отличительная сторона, его особенность?

- Прежде всего, город многонациональный. В городе живут представители более 20 национальностей. Город с достаточно богатой историей и, я бы сказал, фундаментальной культурой. В каком плане? У нас один из старейших театров на Кавказе. У нас достаточно много культурных заведений, которые пользуются спросом у населения.

- То есть культурный пласт богатый, да?

- Это достаточно большой культурный пласт, который позволяет выделить город среди соседних. Может быть, потому что я еще и владикавказец по рождению, поэтому так говорю.

- Северный Кавказ – один из ключевых регионов России. Есть такая фраза, что если не будет Северного Кавказа в составе России, то и России не будет. Вы эту фразу поддерживаете?

- Мне вообще немножко странно бывает слышать о том, что можно неким образом вычленить, выделить какие-то регионы из состава нашей страны и обсуждать их наличие или отсутствие. Меня всегда коробило…

- В 1990-х годах многие этим и занимались.

- Но согласитесь, что это вряд ли имеет право на серьезное обсуждение и достаточно серьезные размышления на эту тему.

- Естественно, это абсурд.

- Дело в том, что Северный Кавказ был, есть и остается составной частью, плоть от плоти, кровь от крови нашего государства. И на сегодняшний день, я бы сказал, одна из серьезных проблем – это возврат имиджа Северному Кавказу, как краю достаточно интересному, с богатой историей, с прекрасными народами, населяющими его, с замечательной культурой, с замечательной природой. Я, немного ностальгируя, вспомнил бы фильм "Кавказская пленница". Казалось бы, такая комедия незатейливая, но какое она создавала впечатление о регионе! Ведь там даже в тексте говорится, что это могло произойти в одном или другом регионе Кавказа.

- Там даже смешение одежды разных народов.

- Нам сегодня не хватает именно такого отношения к Кавказу, отношения пусть даже веселого, но с долей конструктивизма, с долей того, что это, безусловно, составная часть нашей огромной страны. Это абсолютно интересный, оригинальный, выделяющийся, самобытный регион. И эту его особенность, было бы здорово, если бы наши деятели культуры могли преподнести, обыграть ее, пусть даже с какой-то шуткой, с иронией. Это нормально воспринимается. Но так, чтобы был посыл создания именно такого расположения, создания имиджа доброты, создания картины добрососедства. Что-то такое хотелось бы увидеть. В том числе и со стороны тех, кто на Кавказе живет. И хотелось бы, конечно, чтобы мы еще теснее сотрудничали, наши регионы.

- Некоторые из наших молодых зрителей, наверняка, подумают, что вы просто фантазируете. Но ведь на самом деле так и было в наши молодые годы.

- Абсолютно!

- Были туристические маршруты. Были города, забитые туристами, не только советскими, но и зарубежными, европейскими. И куда как-то это быстро ушло? Почему - понятно. Тут много говорить об этом не следует, все-таки войны прошли. Но на ваш взгляд, есть ли шанс при нашей жизни все это вернуть, или формирование имиджа, о котором вы говорите, это длительный процесс, на который десятилетия могут уйти?

- Мы очень часто сталкиваемся с тем, что активная позиция СМИ, в том числе электронных, за короткий период помогает ситуацию изменить. Иногда в лучшую, а иногда в худшую сторону. Мы часто бываем свидетелями именно такого положения дел, когда можно проиграть информационную войну, выиграв некую экономическую битву. Мне кажется, приложив определенные усилия, стимулируемые государством, можно было бы, используя сегодняшние богатые, серьезные возможности СМИ, помочь развернуть этот имидж Северного Кавказа в положительную сторону.

- Не придумав, рассказать о действительности. Я так понимаю эту работу над имиджем.

- Видите ли, Олег, мы с вами живем в мире условностей, как и все люди. И одна и та же ситуация, один и тот же факт иногда воспринимается, интерпретируется по-разному…

- "Кавказская пленница" - воруют женщин! Разве можно ехать в такой регион?!

- Да, да. Но можно посмотреть на это со стороны: это не терроризм, не преступление в общепринятом смысле этого слова. Невесту воруют после того, как она выражает согласие, по взаимной договоренности. По логике событий, это так, потому что сложно жить с человеком, которого насильно заставили войти в ту или иную семью, и наши предки это понимали. Другое дело, когда возникают некие противоправные действия, которые в УК прописаны, и наказания по ним существуют.
К сожалению, в последние годы и достаточно часто, в том числе с помощью СМИ, мы получали негативную информацию по Северному Кавказу. Из 10 событий, которые с экрана телевизора или компьютера, в поисковике мы находили, 8 иногда и больше были с оттенком негативности. Нам от этого отходить надо. Не потому что нет этих событий, не потому что их не существует, а потому что мысль имеет свойство материализоваться.

- И это неполная картина жизни, к тому же.

- Да. И мы можем по тому же принципу создания условностей для себя создать некий мир, в котором мы будем существовать, в котором просто нет выхода. Мы будем просто метаться между плохими новостями, еще более худшими новостями, и в конечном счете будем зацикливаться на этом, что не есть хорошо для развития.

- Как раз сейчас вы и находите в таком средстве массовой информации, которое обращает внимание, в первую очередь, на положительные события в регионе.

- Это просто здорово! Очень хорошо!

- Так как вы наш единомышленник, мы вас и позвали. Мы не ошиблись с гостем.

Полная версия беседы с Валерием Баевым – в разделе "Видео":

"Право слово" с Валерием Баевым. Часть 1

"Право слово" с Валерием Баевым. Часть 2

"Право слово" с Валерием Баевым. Часть 3