В чем опасность евроассоциации
Читать на сайте Вестник КавказаВ минувшую пятницу в Брюсселе сразу три бывшие советские республики - Грузия, Молдавия и Украина подписали соглашение об ассоциации с ЕС. Причем если позиции Тбилиси и Кишинева по этому вопросу были очевидны, то на Украине многие сомневались в необходимости такого рода "окна в Европу", что привело в евромайдану и последующим известным событиям. Теперь в Киеве торопятся - лидер парламентской фракции "Батькивщина" в Верховной Раде Сергей Соболев считает, что вопрос ратификации подписанной в Брюсселе экономической части соглашения, которая предусматривает глубокую экономическую интеграцию Украины с ЕС, а также создание глубокой и всеохватывающей зоны свободной торговли, должен быть вынесен на обсуждение в парламенте на этой пленарной неделе.
По мнению руководителя Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, профессора Александра Гусева, подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украиной, Молдавией и Грузией создают определенные трудности для России, как в политической, так и в экономической сфере. "Фактически из стратегических партнеров эти страны превращаются не в стратегических и даже не в партнеров, а в какой-то компонент политической, экономической игры. Теперь нам придется договариваться не с Киевом, не с Кишиневом и не с Тбилиси, а с Брюсселем".
Эксперт уверен, что открытие свободного доступа на украинский рынок товаров из Евросоюза создаст сложности для России. "Мы понимаем, что "серый" экспорт пойдет в Россию, и нам надо себя обезопасить. В зоне свободной торговли СНГ пошлины обнулены практически на 100% товаров. И в этом отношении, конечно, Украина в значительной степени потеряет. По предварительным подсчетам, учитывая 10-процентные импортные пошлины и торговый оборот с Россией в 17 миллиардов долларов в прошлом году, 1,7 миллиарда Украина потеряет только за счет того, что мы введем пошлину. Общие потери от подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС составят порядка 35 миллиардов долларов для Украины," – подсчитал Гусев.
Он сомневается в том, что у Украины были экономические обоснования для подписания соглашения с ЕС: "В условиях неопределенной экономической ситуации на Украине, когда фактически об экономике уже говорить сложно, на что они надеются? На кредиты МВФ? Их отдавать придется. На помощь Евросоюза? Европейский союз – уже банкрот. Здесь нет никаких экономических расчетов. Все подчинено политике. За этим стоит абсолютно чистая политика, никакой экономики".
С Гусевым согласен и старший научный сотрудник сектора экономики европейских стран Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. "Евросоюз, если вы внимательно посмотрите его учредительные документы, конечно, не клуб идеалистов или филантропов. Это вполне оформившаяся ясная организация, которая нацелена на улучшение своего благосостояния всеми возможными средствами. В Евросоюзе есть свои течения, есть свои группировки, есть свои мнения насчет того, как он должен развиваться. Наиболее очевидны два лобби: евроатлантическое и проевропейское. Евроатлантическое лобби олицетворяет нынешнее руководство Еврокомиссии, в основном [председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл] Баррозу и руководитель внешнеполитической службы. Проевропейское лобби олицетворяют Германия и Франция. Cейчас идет серьезная борьба за то, кто станет новым председателем. Наиболее сильные представители евроатлантического лобби, такие как Великобритания, очень серьезно оппонируют тому, чтобы им стал кто-то из представителей проевропейского лобби".
Эксперт уверен, что иллюзий по поводу изменений, происходящих внутри ЕС, быть не должно. "Скоро состоится заседание нового Европарламента, в котором преобладают евроскептики, которые уже будут диктовать новые условия. А сама Комиссия прекращает свою работу 1 ноября. Будет новый председатель. Тут, конечно, есть много вопросов, над которыми, скажем, руководству, независимо от того, какие оно видит политические, экономические цели на Украине, в Молдове, Грузии, надо задуматься, как в новых условиях мы будем существовать, как в новых условиях будут развиваться отношения и применяться этот договор об ассоциации. Я посмотрел, например, отчеты премьер-министра Украины Яценюка, от них веет какой-то детской наивностью, где он утверждает, что России не надо бояться европейских товаров, не надо пугаться Европы. Это митинговые лозунги, а не лозунги государственных чиновников". Владимир Оленченко призывает посмотреть на новый бюджет Евросоюза, Финансовый план с 2014 по 2020 год: "Там нет статьи оказания помощи ни Украине, ни Молдове, ни Грузии".