Игры в Совете Европы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Выступление президента Ильхама Алиева на трибуне ПАСЕ 24 июня в Страсбурге, в ходе которого он жестко парировал выпады британского и ирландского депутатов о нарушениях прав человека в стране, подтвердило прогнозы о том, что председательство Азербайджана в Совете Европы не обещает быть легким и станет поводом для очередной активизации традиционных критиков азербайджанского правительства.

Отвечая на преподнесенные в виде вопроса обвинения ирландского депутата Майкла МакНамары, Ильхам Алиев иронично заметил, что выпад "считавшего свой вопрос с бумажки" ирландца не имеет ничего общего с реальной заботой о правах человека. Алиев также сказал, что отлично осведомлен о том, кто стоит за направленным против его страны политическим заказом. Не случайно, что в канун выступления азербайджанского президента в стенах Совета Европы бюро ПАСЕ одобрило проект резолюции, разработанной все тем же МакНамарой и предполагающей назначение спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане. Причем, весьма показательны обстоятельства принятия проекта этой резолюции, которыми поделился с журналистами азербайджанский депутат Эльхан Сулейманов. "Согласно регламенту, в 13:00 на заседании Ассамблеи объявляется перерыв. Председатель ПАСЕ Анн Брассер заранее уведомила руководителя азербайджанской делегации Самеда Сеидова о приглашении на обед в честь министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова. Ближе к часу дня Самед Сеидов отправился на обед. Вместе с ним на перерыв вышли и представители турецкой делегации. Воспользовавшиеся этой ситуацией, Гросс и Макнамара тут же обратились к председателю и подняли вопрос об отмене решения Бюро относительно проекта резолюции. Ожидавшая этого Брассер с превеликим удовольствием поставила вопрос на голосование, решение Бюро было отменено и отправлено в Комитет по правам человека и правовым вопросам", - рассказал Сулейманов. Рассмотрение этого вопроса состоится на следующей сессии ПАСЕ осенью этого года.

Азербайджанская делегация, в свою очередь, также заметно оживилась. Она потребовала от Совета Европы активизации усилий по деоккупации азербайджанских земель. Эти усилия должны принять конкретные очертания и выразиться в санкциях против Армении в рамках ПАСЕ. На состоявшемся 22 июня заседании Исполнительного комитета ПАСЕ в Страсбурге  прошло обсуждение проекта резолюции "О введении санкций в отношении Армении за удерживание азербайджанских территорий под вооруженной оккупацией". Его автором является член азербайджанской делегации в ПАСЕ Эльхан Сулейманов, передает АПА. В проекте резолюции содержится требование ввести санкции в отношении армянской делегации   вплоть до прекращения оккупации азербайджанских территорий, а также отказать ей в праве на голосование и исключить из руководящих органов структуры. Согласно процедуре, Исполнительный комитет ПАСЕ принял решение о направлении проекта резолюции в Бюро ПАСЕ для его обсуждения и принятия соответствующего решения. На заседании Бюро ПАСЕ 27 июня будет принято окончательное решение по проекту резолюции.

Тем самым официальный Баку поставил европейцам, выражаясь шахматной терминологией, "вилку". Если предусматривающая санкции против Армении резолюция будет "зарублена", то азербайджанская сторона получит наглядные и неоспоримые доказательства политики двойных стандартов в Совете Европы, и даже гипотетическое принятие на осенней сессии резолюции МакНамары не будет иметь на этом фоне политического веса. Если же резолюция Э.Сулейманова будет проведена в ПАСЕ, то это станет однозначным успехом азербайджанской дипломатии, который, вне сомнений, придаст импульс сотрудничеству Баку и Совета Европы по всем остальным направлениям, в том числе, и в вопросе т.н. "политзаключенных".     

В число исполнителей политического заказа против Азербайджана, упомянутого в ответе И.Алиева, входит ряд международных неправительственных организаций, европейских депутатов (в первую очередь, "зеленых" и социалистов) и азербайджанских гражданских активистов, часть которых осела на Западе, в то время как другие устраивают регулярные оплачиваемые гастроли в страны ЕС.

Неофициальной столицей, традиционным местом сбора критиков азербайджанского правительства является Берлин. Еще в период подготовки и проведения в Баку песенного конкурса "Евровидение" в 2012 году в столице ФРГ с завидным постоянством проходили встречи и круглые столы, посвященные проблемам прав человека в Азербайджане. В начале июня 2014 года в столице Германии было вновь проведено подобное мероприятие, в ходе которого основными мишенями для нападок стали Азербайджан и Россия. В качестве основных "спикеров" по Азербайджану были приглашены депутат-социалист,  уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Кристоф Штрессер, в недавнем прошлом безуспешно пытавшийся провести в ПАСЕ скандальный доклад по "политическим заключенным" в Азербайджане. Еще один выступавший – уже известный нам ирландский депутат МакНамара, автор проекта очередной резолюции по "политзекам" в Азербайджане, претендующий на роль продолжателя "дела Штрессера". В ходе берлинского мероприятия было отмечено, что наступил оптимальный момент, чтобы "задавить" Азербайджан в Совете Европы: дело в том, что традиционно поддерживающая Баку многочисленная российская делегация в ПАСЕ сейчас лишена права голоса.

Выбор столицы Германии в качестве плацдарма для подготовки нового наступления на Азербайджан не случаен: именно здесь де-факто находится политический центр единой Европы, куда стянулись азербайджанские мигранты-оппозиционеры. Здесь же политики решают, против кого и когда направить  дубину прав человека – излюбленный метод давления западных стран в рамках провозглашенной ими "политики ценностей". Есть, впрочем, все основания предполагать, что процесс принятия подобных решений находится в прямой зависимости от непосредственных западных политических интересов и, как следствие, их отношения к политической элите той или иной постсоветской страны. Больше всех "достается", как правило, России, Беларуси, Азербайджану и, в меньшей степени, географически и политически далекому для ЕС Казахстану. До недавних пор свою порцию "правозащитной порки" получала и Украина, но с момента начала "евромайдановской" революции и последовавшей в результате нее смены власти в стране, она резко перестала интересовать демократов из ЕС – во всяком случае, в контексте действий новой власти и "Правого сектора", ее радикального крыла. Ни трагические события, связанные с поджогом Дома Профсоюзов в Одессе, ни бомбардировки городов в центре Европы, повлекшие за собой гибель мирных жителей, не стали поводом для беспокойства в Совете Европы.

Симптоматично, что спонсором направленного против официального Баку мероприятия в Берлине стал небезызвестный на постсоветском пространстве американский Open Society Institute – структура Джорджа Сороса, занимающаяся "оранжевой демократизацией" стран СНГ и щедро финансирующая азербайджанские НПО оппозиционного толка. К слову, именно на данные этих НПО опираются критики Азербайджана при подготовке соответствующих резолюций в Совете Европы.

Вслед за берлинским мероприятием, в Вашингтоне 11 июня под председательством сенатора Кардина, состоялось внеплановое (!) заседание Хельсинской Комиссии Конгресса США, на котором рассматривалось состояние дел с правами человека в Азербайджане. Возникает вопрос: к чему такая спешка и организация внепланового совещания по Азербайджану? По странному совпадению, активизация в Европе и США оплаченной Соросом правозащитной истерии в адрес Азербайджана последовала незамедлительно после жесткого ответа официального Баку на завуалированные угрозы американского посла Ричарда Морнингстара о вероятности повторения "майдана" в Азербайджане.

В чем же причина кампании по дискредитации азербайджанского правительства, перманентно проводимой определенными политическими кругами на Западе? Можно ли говорить о проведении целенаправленной кампании против страны, или же речь идет, все же, о "личной обиде" неудавшегося докладчика по политзаключенным Кристофа Штрессера и сочувствующих ему оппонентов азербайджанского правительства на Азербайджан?

Избирательность правозащитных организаций и вторящих им европейских депутатов в выборе объектов критики, а также качественно разнящиеся между собой подходы к вопросам прав человека в различных странах в зависимости от актуальных политико-экономических интересов стран Запада, исключают идеологическую подоплеку противостояния с азербайджанским правительством в качестве ведущего мотива. То, что ирландский депутат МакНамара фактически стал преемником Штрессера в осуществлении идеи-фикс по назначению для Азербайджана спецдокладчика по политзаключенным, говорит о скоординированности процесса, непосредственные исполнители которого могут меняться, но цель при этом остается неизменной.    

Отношения Азербайджана с объединенной Европой довольно противоречивы. Несмотря на бесспорное наличие общих экономических интересов в области энергетики, в частности, в нефтегазовой сфере, политическая составляющая отношений Азербайджана с ЕС не является столь же однозначной. Правительство в Баку, на официальном уровне декларируя курс на евроинтеграцию, никогда не ставило перед собой задачи вступления в Евросоюз. С одной стороны, Азербайджан удручает пример союзной Турции, которая уже на протяжении десятилетий топчется у двери в "европейский клуб". С другой стороны, затяжной кризис еврозоны и наблюдаемая в последние годы массовая безработица в кризисных экономиках юга Европы заставляют более трезво посмотреть на реальные дивиденды для финансово состоятельного Азербайджана от гипотетического вступления в ЕС.   

"Евроинтеграция по-азербайджански" оказалась далека от той формулы, которую хотели бы видеть в Вашингтоне и западноевропейских столицах. Правящая элита в южнокавказской республике не скрывает того, что ее интересует внедрение европейских стандартов, в первую очередь, в технологической отрасли и социальной сфере. Однако, политическое и экономическое подчинение Европе в ущерб собственному суверенитету и финансовым интересам, а также превращение страны в проводника западных интересов в регионе, вполне очевидно, не соответствует задачам правительства с учетом объективных внутри- и внешнеполитических рисков. Баку смотрит на Европу, главным образом, как на выгодный рынок сбыта собственного сырья и экономическое пространство с привлекательными инвестиционными возможностями.

Политическое руководство страны при этом прекрасно отдает себе отчет в том, что проблему оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих семи районов, основной вызов, стоящий перед страной, все более выдавливаемый с постсоветского пространства Запад решить не в состоянии. Он не сможет этого сделать ввиду отсутствия как политической воли (о двойных стандартах было немало сказано в ходе выступления Ильхама Алиева в ПАСЕ), так и действенных рычагов воздействия на процессы, протекающие в регионе. Пример "маяка демократии на Южном Кавказе" в западном понимании – Грузии времен президента Саакашвили, здесь весьма показателен. Тбилиси так и не дождался помощи ЕС и США ни в ходе "августовской" войны 2008 года, ни в вопросе устранения ее политических последствий. Да и горькую "крымскую пилюлю" Европа проглотила довольно легко, лишь беспомощно разведя руками после известной жесткой реакции России на переворот в Киеве. Ожидать от европейцев эффективной поддержки в разрешении Нагорно-карабахского конфликта было бы наивно.

Регулярные попытки вмешательства в свою внутриполитическую жизнь со стороны западных институтов Азербайджан также жестко пресекает, чем вызывает нескрываемое раздражение Вашингтона и Брюсселя. "Развивать гражданское общество" по западным рецептам (иначе говоря - смириться с неконтролируемым финансовым вливаниями из западных фондов в местные организации) Азербайджан не собирается. Курируемая США подготовка радикальных молодежных организаций "западного образца", которые в перспективе могут раскачать лодку внутриполитической стабильности в стране по неоднократно испытанным в странах СНГ "оранжевым" и "майдановским" сценариям также была недавно пресечена правоохранительными органами республики.

Все это, по сути, и привело к практически неприкрытому противостоянию между азербайджанским правительством и американским послом Ричардом Морнингстаром. Довольно показательно высказывание по этому поводу одного из ключевых депутатов от правящей партии Али Гусейнова в интервью телеканалу "Россия". "Когда начинались события Майдана, мы заявляли, что это не похоже на народное волнение и в большей мере носит искусственный характер. И как потом выяснилось, эти события подстрекали США. Радикальные действия представителей оппозиции также говорили о внешнем вмешательстве", - сказал Гусейнов, исключив вероятность подобных событий в его стране.

Баку держит Запад на определенной дистанции не только в своем внутриполитическом поле, но и в своей внешней политике. Так, к программе "Восточного партнерства" - инструменту шведско-польского производства по более тесной политико-экономической интеграции в ЕС пяти постсоветских стран, в Баку относятся крайне сдержанно, если не сказать холодно. Высокопоставленные чиновники азербайджанского правительства неоднократно заявляли открытым текстом, что подписание ассоциации с ЕС – предложение, не представляющее никакого интереса для страны ни экономически, ни политически.

Наконец, и в энергетической сфере Азербайджан и ЕС далеко не всегда ладят. От "Набукко" - проекта, с которым в Европе связывали надежды на ослабление российской газовой монополии, Азербайджан фактически отказался. По вполне понятным причинам коммерческого характера страна-экспортер не пожелала вкладывать огромные средства в строительство всего участка газопровода от Баку до конечного потребителя. "Вам нужен газ – вы и стройте трубу" - посчитали тогда в Баку, тем самым похоронив милый европейскому сердце проект. Вместо него, Азербайджан и Турция начали реализацию собственного проекта газопровода – TANAP. Они договорились о финансировании строительства трубопровода лишь в рамках собственных границ. Такой поворот событий тогда серьезно разочаровал западных партнеров, тут же вспомнивших о "дефицитах" молодой азербайджанской демократии – прямо в канун песенного конкурса "Евровидение", прошедшего в 2012 году в Баку.

В тот же период в Берлин зачастили находящиеся на "грантовой" подпитке Запада азербайджанские правозащитники, обрушившиеся с критикой в адрес правительства с трибун таких НПО как Amnesty İnternational и "Репортеры без границ". Им был обеспечен свободный выход в ведущие немецкие СМИ и организованы встречи с депутатами Бундестага. Одновременно в Берлине было основано азербайджаноязычное интернет-телевидение, источники финансирования которого неизвестны. Наконец, публикуется расследование об "икорной дипломатии", направленное на дискредитацию деятельности Азербайджана в Совете Европы. Достоверность результатов этого расследования вызвала большие сомнения в виду полностью отсутствующей у него фактологической базы. Ответственная за подготовку публикации организация "Европейская Инициатива Стабильности", к слову, предоставила площадку для проведения мероприятия по обсуждению ситуации с правами человека в Азербайджане и России в июне этого года в Берлине.

Очевидно, что "непослушная" политика Баку, зачастую расходящаяся с интересами и пожеланиями западных партнеров, и является основополагающим раздражителем в отношениях между сторонами. Одним из краеугольных камней внешнеполитической концепции Азербайджана, вызывающих растущее отчуждение Запада в условиях предпринимаемых им попыток изоляции России, является укрепляющееся стратегическое партнерство Баку с Москвой. Азербайджан, вполне очевидно, не желает ставить под удар свои отношения с Россией в угоду сомнительной внешнеполитической коньюктуре.

Так, в пику подавляющему большинству стран Совета Европы, Азербайджан однозначно выступил против лишения России права голоса в ПАСЕ. С большой нервозностью в Европе отреагировали на недавно подписанное в Санкт-Петербурге соглашение между "Роснефтью" и "SOCAR" о создании совместного предприятия по добыче и разведке нефти и газа на территории России, Азербайджана и третьих стран. Возникшие в связи с подписанием данного соглашения опасения по поводу перспектив реализации стратегии, направленной на обеспечение собственной энергетической безопасности, в которой Азербайджану отводится ключевое место, могут послужить для европейцев хорошей мотивацией к возобновлению давления на Азербайджан,  в том числе и, не в последнюю очередь, при помощи "дубины демократии". Наблюдаемый дрейф Баку в сторону России, в особенности на фоне осторожных разговоров в российско-азербайджанских кругах о возможности присоединения Азербайджана на каком-либо этапе к создаваемому Евразийскому Союзу, серьезно беспокоит Вашингтон. Манипуляции в Совете Европы и усиление "демократической риторики" на Западе – прямое следствие продолжающегося противостояния за политическое влияние на Южном Кавказе, тесно связанное с региональными энергетическими проектами.  В таких условиях информационно-дипломатическое давление на Баку, желающий извлечь из сложившейся ситуации максимум пользы и минимизировать свои возможные потери, будет лишь возрастать. Пик этого давления, будет, вероятно, приурочен к началу важного для страны с точки зрения ее имиджа мероприятия - открытию первых Европейских Олимпийских Игр, запланированных на лето 2015 года.