Маргарита Малеева: "Аждар Ибрагимов был человеком, для которого справедливость оставалась главнее всего на земле".

Читать на сайте Вестник Кавказа

- Сегодня у нас в гостях журналист, сценарист Маргарита Захаровна Малеева. Маргарита Захаровна – вдова известного кинорежиссера, сценариста, педагога, народного артиста Советского Союза Аждара Муталлимовича Ибрагимова. Здравствуйте, Маргарита Захаровна!

- Добрый день!

- Спасибо, что пришли к нам. Я попрошу вас рассказать и о себе, и о вашем супруге. Какие фильмы режиссера Аждара Ибрагимова видел я?  "Неудобный человек", "Чудак", "Любовь моя, печаль моя", "Дела сердечные", "Звезды не гаснут", "26 Бакинских комиссаров", "Ее большое сердце", "Двое из одного квартала". Я что-то упустил?

- Нет, это основные фильмы, которые вошли в "золотой фонд" советского кинематографа, почти все из них.

- Какой из них Ваш любимый?

- Трудно сказать, какой мой любимый фильм, потому что они все сделаны художником, большим профессионалом и очень талантливым человеком. Поэтому выбирать что-то из них очень сложно. Но есть фильмы, которые он снимал, если можно так сказать, в результате творческой и личной дружбы с великим турецким поэтом и драматургом Назымом Хикметом. В перечисленном Вами списке три таких фильма. Начнем в хронологии порядке - с картины "Двое из одного квартала". Это фильм, сценарий которого написал Назым Хикмет специально для молодого режиссера Аждара Ибрагимова. Очень многие режиссеры - ведущие в нашей стране! - хотели снимать по  сценарию Хикмета фильм, потому что он был очень знаменит во всем мире, лауреат Международной премии мира. И он к нам приехал на постоянное место жительства…

- Турецкий коммунист…

- Да, турецкий коммунист. В свое время он бежал из тюрьмы, где отсидел 12 лет, через Румынию. Пришел к нам и обосновался здесь. Много пьес написал, уже живя и работая в СССР, которые шли по всем театрам нашей страны. Он и в Турции какие-то сценарии писал, но фильмы, которые снимались по его сценариям, не прозвучали. А вот Аждар снял по его произведениям и по его сценарию фильмы, которые известны сейчас во всем мире. Один из них – "Двое из одного квартала". Он снимался на студии имени Горького совместно с "Азербайджанфильмом". Главная идея фильма – о непродажности журналиста и о том, как большие, скажем так, государства, сильные, могут поработить маленькие. Эту идею Аждар пронес через все свое творчество. Эта идея у него звучала и в "26 Бакинских комиссарах", совершенно замечательном фильме, и в картине "Звезды не гаснут" - о Наримане Нариманове. Аждар сам был личностью и очень любил снимать фильмы с героями-личностями.

- Я так понял, все фильмы Аждара Ибрагимова Вы любите.

- Я думаю, да, потому что все-таки это очень талантливые фильмы. Поэтому трудно выбрать из них самые лучшие.

- Возвращаясь к произведениям Хикмета, вспомним фильм "Чудак", который снял Аждар Ибрагимов в 1978 году о турецком обществе, о диком капитализме. Пересматривая его сегодня, подумал, что он о нашем времени. Тот же дикий капитализм. Та же борьба между деньгами и совестью. Может быть, не так много у нас сейчас адвокатов Ахмедов... Но все-таки, Ваш супруг хорошо знал общество капиталистическое?

- Я думаю, что он хорошо знал человеческую психологию, и он очень хорошо разбирался в людях. И он очень хорошо понимал, где маленький человек, а где большой. И он в своих фильмах поддерживал этого маленького человека, относился к нему с большой любовью.

- Маленького, но сильного.

- Да, я не имею в виду человека, маленького по росту. В творчестве наших классиков было такое понятие, как "маленький человек". Это человек, который или борется с какими-то невзгодами - экономическими, политическими, или уходит в себя…

- Сдается.

- … и остается таким незначительным, маленьким человеком.

- Он продается. Как адвокат Ахмед на какое-то время продается, а потом возвращается к себе и отторгает все это.

- Адвокат Ахмед ушел в тот мир, в котором ему было очень тесно и неуютно, то есть мир продажи, денег. И он вернулся туда, где справедливо, а справедливо вместе с простым народом. И он защищал людей, которые боролись за справедливость, бесплатно. Я думаю, что эта тема творчества Назыма Хикмета. Но она была очень близка Аждару Ибрагимову. У Хикмета есть такие слова: "Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто тогда рассеет мрак?" Эта фраза прошла как бы через все творчество Назыма Хикмета и перешла, по дружбе, наверное, к Аждару Ибрагимову. Потому что Аждар Ибрагимов с детства был таким человеком, для которого справедливость была главнее всего на земле.

- Если бы от меня что-то зависело, я этот фильм показывал бы по всем отечественным каналам минимум раз в месяц. Потому что там есть предостережение тем, кто ради денег готов продаться, потерять себя и превратить свою жизнь в ад.

- Я бы тоже очень хотела, чтобы чаще показывали этот фильм по телевизору, потому что я один из авторов сценария. Но, к сожалению, может быть, сейчас не время или тема неактуальная, хотя фильм очень актуальный.

- Наоборот, актуальная, просто, может быть, эта актуальность кого-то пугает. К сожалению, его не показывают по ТВ, но к счастью, есть интернет, где можно посмотреть, заинтересовавшись, и я думаю, что наши зрители и читатели так поступят.  (Еще один фильм, но уже по мотивам пьесы  Назыма Хикмета "Легенда о любви", Аждар Ибрагимов снял под названием "Любовь моя, печаль моя" - прим. О. Кусова).

Если брать этническое содержание фильмов Аждара Ибрагимова, то обращаешь внимание, что фильм "Неудобный человек" очень русский по характеру. Там играют блестящие русские актеры: Владимир Самойлов, Ирина Мирошниченко. Но у него есть прекрасные фильмы и на азербайджанском, и на турецком материалах, о которых мы уже говорили. Нечто похожее мы наблюдаем в творчестве Георгия Данелия, который снял прекрасные грузинские фильмы ("Мимино", "Не горюй!") и в то же время очень глубокие русские ("Я шагаю по Москве", "Афоня", "Осенний марафон"). Как Вашему супругу, уроженцу Туркмении и этническому азербайджанцу, удавалось понять этот материал? Как он стал русским режиссером?

- Во-первых, он этот фильм снимал уже в 1985 году, проработав на "Мосфильме" 40 лет и прожив в Москве огромное количество лет. И жены у него - и первая жена, которая погибла, и я – русские люди, и наши семьи были, в общем-то, русские. И русскую культуру он впитал в себя, еще во время учебы во ВГИКе. А потом уже, естественно, когда остался в Москве, на "Мосфильме", он это впитывал каждый день, читая, смотря фильмы других режиссеров, знакомясь с этими фильмами, общаясь с русскими актерами, режиссерами. Несмотря на это, он очень любил Баку, Азербайджан, свой народ, никогда не упускал возможности говорить дома на азербайджанском языке.

- Прекрасно владея им…

- Да, он замечательно владел им.

- Человек двух культур.

- Но потом он еще одну культуру приобрел - вьетнамскую. С 1959 по 1962 годы он работал в этой стране по приглашению вьетнамского лидера Хо Ши Мина. Аждар писал книги о Вьетнаме. Это были очень интересные, очень забавные, смешные книги, но с огромной любовью к этому народу.

Полную версию беседы с Маргаритой Малеевой смотрите в разделе "Видео".