Ирак в огне: загорятся ли Турция и Иран?
Читать на сайте Вестник Кавказа"Ближневосточный регион уже не спасти", - с таким заявлением в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выступил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя последние события этих дней в Ираке, где джихадистская группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" захватывает город за городом, отбрасывая национальную армию к Багдаду.
Накануне к захваченным боевиками Мосулу, Тикриту и Джалаулу добавился Таль-Афар, стратегически важный город, расположенный в 380 км от Багдада, а сегодня - Эль-Азым и Эс-Саадия, не прекращаются бои за Баакубу. Провинция Найнава полностью перешла в руки ИГИЛ. В Байджи боевики захватили крупнейший иракский нефтеперерабатывающий завод, с которого были вывезены иностранные рабочие.
Джихадисты, к которым присоединяются иракские сунниты, недовольные политикой премьер-министра страны Нури аль-Малики, солдаты армии Саддама Хусейна и мелкие террористические группировки, насаждают на захваченных территориях нормы шариата, организуют массовые показательные казни местного населения и пленных. Тысячи граждан Ирака вынуждены спасаться бегством на юг.
Зарубежные государства в спешке эвакуируют персонал компаний и диппредставительств и не рекомендуют своим гражданам посещать Ирак. США, изначально заявившие, что не станут возвращать миротворческую миссию в страну, где с начала 2000-х они потеряли более 4000 солдат, были вынуждены отправить сегодня 275 военных в Багдад. "Президент передал в Конгресс доклад о том, что примерно 275 человек американского военного персонала направляются в Ирак, чтобы поддержать и обеспечить безопасность сотрудников посольства США в Багдаде", - сообщил пресс-секретарь Барака Обамы Джей Карни.
С точки зрения Евгения Сатановского, сегодня мы являемся свидетелями того, как Ирак перестает быть государством и распадается на части. "То, что Ирак перестанет существовать как единое государство - это 100%. Строго говоря, этот процесс мы наблюдаем", - уверен он. В связи с этим возникает вопрос, как распад Ирака и торжество террористов на его территории скажется на соседних государствах, в частности, на Иране и Турции?
Лидеры обеих стран с самого начала иракского кризиса активно обсуждают с США возможность влияния на ситуацию в Ираке, и по их позиции можно судить о том, насколько серьезно победы ИГИЛ затрагивают интересы Турции и Ирак. Так, турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган на переговорах с вице-президентом США Джо Байденом согласился в том, что иракцы и их лидеры должны быть объединены против общей угрозы. По мнению Сатановского, для самой Турции распад Ирака может быть опасен лишь в том случае, если это активизирует курдское движение. "Турция, на самом деле, здесь не при чем, если только Анкаре не придется решать вопросы с Курдистаном, который может возникнуть как настоящее государство при развитии текущей ситуации как в Ираке, так и в Сирии", - заметил он.
По мнению турецкого политолога Каана Дилека, любые конфликты на границе Турции являются угрозой для безопасности страны. "Вместе с тем заявления и попытки некоторых групп из правительства объяснить иракский конфликт межконфессиональными войнами чреваты тем, что спровоцируют этнические конфликты в самой Турции. То есть среди народных масс - приверженцами тех же течений, которые воюют в Ирак. Это приведет к массовому социальному конфликту", - подчеркнул он.
"Беспокоит и тот факт, что перед Турцией одна за другой закрываются двери на Ближний Восток. Это ведет к тому, что страна постепенно теряет свой вес в Исламском мире. Трения с соседями чреваты тем, что Турция еще больше отдалится от исламского мира и Ближнего востока. К чему это может привести? Одним из жизненно важных вопросов для Турции является энергетическая потребность, которую она удовлетворяет с помощью богатых энергоресурсами соседних стран. И хаос, который творится на ее границах, очень сильно ударит по экономике страны", - обратил внимание политолог.
По его словам, Ирак, Сирия и другие конфликты в регионе вызовут разногласия в международных отношениях, что в свою очередь приведет к катаклизмам как в политической, так и в экономической жизни страны. "Парадокс в том, что политика Турция "ноль проблем" с соседями, которую она в последние годы взяла как главный курс во внешней политике, сошла на нет, и сегодня у страны не осталось соседей с кем бы не было проблем", - добавил Дилек.
Иное дело Иран. Наиболее могущественный сосед Ирака, в котором также большинство составляют шииты, пошел накануне в Вене на прямой диалог с американскими дипломатами, дабы обсудить возможности по противодействию "Исламскому государству Ирака и Леванта", хотя, как передают источники, близкие к переговорам, "особых результатов достигнуто не было". В борьбе с суннитскими боевиками, пояснил Евгений Сатановский, у Ирана есть два интереса: это защита исламских святынь и безопасность своей границы. "Иран, безусловно, будет воевать за шиитские святые места - за Самарру, за Кербелу, так как отдать эти города радикалам он никак не может. Также Исламская республика будет воевать за свою собственную границу и помогать Нури аль-Малики отстоять Багдад, что он уже начал делать", - заключил президент Института Ближнего Востока.