Итоги выборов в Грузии
Читать на сайте Вестник Кавказа17 июня 2014 года в Грузии прошли муниципальные выборы. Согласно данным ЦИК Грузии, правящая "Грузинская мечта" набрала 50,97%, а оппозиционное "Единое национальное движение" - 22,22%. Неожиданные результаты выборов прокомментировали политолог Георгий Нодия и член "Экспертного клуба Грузии" Вахтанг Маисая.
В ходе выборов наблюдалась сравнительно низкая явка. По мнению Нодия, она ниже заявленных 43%. Однако эксперт отметил, что, хотя это и мало, "муниципальные выборы вообще отличаются тем, что явка обычно бывает небольшой. Но в этом году, насколько я могу судить, она даже меньше, чем традиционно на местных выборах". Вахтанг Маисая, напротив, отметил, что для муниципальных выборов 43% - "это нормальная цифра. Не много, но и не мало. Даже я бы сказал, что это немного больше, чем обычно. Что касается Тбилиси, для данного города эта явка, возможно, маловата. В Тбилиси проголосовали 37% от ожидавшегося общего числа избирателей. Но в целом, я бы сказал, что это нормальное явление и нормальная планка".
Вахтанг Маисая оценил процент голосов, набранный "Грузинской мечтой" на выборах, как высокий: "Учитывая то, что был протестный фон у населения, и многие избиратели были разочарованы в политической деятельности коалиции, тем, что они собирались сделать, и что они выполнили, "Грузинская мечта" набрала большой процент голосов. Результат "Национального движения" если и не является провальным, то на грани фола. Они ничего не выиграли". Георгий Нодия же отметил "мы знали, что "Мечта" получит меньше, чем 62% - столько получил ее кандидат на президентских выборах. Главная интрига была в том, будет ли второй тур или нет. Где-то в 18 регионах второй тур, наверное, будет. В этом смысле можно сказать, что результат, показанный "Грузинской мечтой" несколько хуже, чем ожидалось".
По мнению Нодия, "Грузинская мечта" "давно начала терять сторонников и теряет их неуклонно, но это пока не носит катастрофического характера. В целом причина в том, что у "Грузинской мечты" было много далеко идущих обещаний, но пока практически ничего серьезного она предложить обществу не может. Главная часть ее PR– это то, что она победила "Национальное движение" и, если использовать ее термины, как бы освободила страну от террора и страха. Какая-то часть населения тоже так считает, но в любом случае этого недостаточно. Уже прошло много времени, много работы сделано, и надо показывать какое-то улучшение, в частности в том, что касается качества жизни и пр. Я бы не удивился, если бы, исходя из такой общей логики, ее рейтинг упал бы еще сильнее. Во всяком случае, большая часть населения считает, что экономическая и криминальная ситуация в стране ухудшилась, безработица усилилась, и так далее. Но с другой стороны, хотя разочарование в "Грузинской мечте" достаточно сильное, большинство людей не видят пока альтернативы. Именно поэтому явка была настолько низкая. Но, по моему мнению, главный результат выборов в том, что "Национальное движение" показало такой серьезный результат: в целом по стране где-то около 22%, а в городах в основном 25-30%. И это означает, что ЕНД утвердилось окончательно как основная оппозиционная сила. Перед выборами премьер-министр Гарибашвили говорил, что эту партию уже не видно, что никто их не поддерживает, а их рейтинг от силы 5%. Такую риторику правительство уже не сможет позволять". Несмотря на отмечаемое снижение популярности "Грузинской мечты", Вахтанг Маисая считает: "Грузинская мечта", безусловно, победит. У ЕНД нет никаких шансов победить во втором туре. Самое главное, что во втором туре "Грузинская мечта" заберет голоса ЕНД. То есть второй тур играет на руку правящей коалиции".
По мнению Георгия Нодия, 23% голосов, полученные "Национальным движением" в ходе выборов являются достижением, в особенности на этом этапе и в контексте традиций Грузии: "Обычно бывшие правящие партии после ухода из власти вообще растворялись где-то и переставали существовать фактически. Кроме того, "Национальное движение" находится под перманентным прессом и террором, их постоянно их арестовывают, вызывают на допросы, бьют и т.д. Так что на этом фоне это действительно хороший результат". Однако Вахтанг Маисая отмечает: "Я бы сказал, что "Национальное движение" играет на грани фола, потому что они еще использовали административный ресурс, держались за мэрию, за локальные органы власти. Тем более, у них есть свой собственный электорат, более-менее стабильный, это - 15-16% населения. А остальное они взяли за счет использования административного ресурса во властных структурах местного самоуправления. Но я не думаю, что на парламентских выборах они получат такие высокие результаты. Тем более, что появилась уже центристская третья сила – это Нино Бурджанадзе. Она уже закрепилась как третья сила, и данные выборы это подтвердили".
По прогнозу Нодия, после этих выборов картина власти в Грузии никак не изменится. Вахтанг Маисая считает, что "это зависит от многих факторов. В сентябре будут перестановки во властных структурах и, тем более, в коалиции. Скорее всего, некоторые члены коалиции выберут самостоятельный путь. Например, партия Ираклия Аласания. Будут большие перестановки. Наверное, в сентябре ситуация будет уже ясна, в частности, станет понятно, что будет происходить внутри правящей коалиции, как пойдут ее дела, и какие будут новые реалии внутри коалиционного движения".