Европа мстит России?
Читать на сайте Вестник Кавказа"Южный поток" превратился для Евросоюза в мишень для политических атак, и принуждение стран-участниц проекта к приостановке его реализации выглядит как попытка "наказать" Россию и "отомстить" ей вместо того, чтобы учитывать экономические и иные интересы государств ЕС. С таким заявлением выступил глава МИД России Сергей Лавров после встречи с финским коллегой Эркки Туомиоя. По словам Лаврова, "Южный поток" стал политическим заложником Евросоюза, предложившего обменять его реализацию на признание новой власти в Украине.
"Недавно вдруг мы из Брюсселя услышали, что переговоры по "Южному потоку" будут заморожены, пока Россия не признает власти в Киеве. Это по-вашему, конструктивно? Брюссель сейчас руководствуется желанием наказать и отомстить, а не естественным желанием обеспечить через центральные органы Евросоюза законные, естественные интересы, экономические и прочие, своих государств-членов", — подчеркнул российский министр.
По оценке зампреда Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Юрия Станкевича и директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслава Кулагина, в приостановке реализации "Южного потока" Болгарией и Сербией, в самом деле, нет ничего, кроме политики, причем не только европейской, но и американской.
"Случившееся нельзя назвать иначе, чем политическим давлением со стороны Еврокомиссии, причем не исключено, что не только ЕК, но и американской стороны, ведь эти решения во многом последовали после соответствующих встреч с сенаторами США. Приходится констатировать, что политика для Запада сейчас, увы, стала выше экономики", - заметил Вячеслав Кулагин, добавив, что России ничего не остается как вести переговоры.
"Важно понимать, что это не просто какой-то абстрактный проект, о котором мы много и долго говорим, но еще не приступили к нему в реальности. "Южный поток" уже давно реализуется, в него вложены значительные инвестиции, и речь идет не только о предпроектной документации, но и конкретном строительстве. Поэтому сейчас просто взять и остановить "Южный поток" нельзя. Кто будет платить за потерянные инвестиции и "Газпрому", и европейским участникам проекта?", - задался вопросом эксперт.
Юрий Станкевич, в свою очередь, обратил внимание на то тяжелое положение, в которое были поставлены Болгария и Сербия своим решением. "Обе страны куда более, чем другие страны Евросоюза, зависимы от поставок газа из России. У них нет других источников газового импорта, нет альтернатив. Это одна из ключевых причин, почему Болгария и Сербия до последнего момента декларировали готовность продолжать строительство "Южного потока", ведь для них это и обеспечение собственной энергобезопасности и надежность поставок газа из России", - пояснил аналитик.
"В то же время, под давлением как Евросоюза, так и, прежде всего, Америки, они вынуждены были сказать то, что сказали, а вот сделают они это на самом деле или нет – вопрос времени. Я надеюсь, что не сделают, в то же время такая информация есть, что принято исключительно политическое решение до урегулирования вопроса в Евросоюзе в целом приостановить действие по реализации "Южного потока". Значит, политика для ЕС теперь важнее экономики", - заключил Юрий Станкевич.