Армения: призрачность источников финансовых ресурсов
Читать на сайте Вестник КавказаВ Армении, после бурного этапа отставки правительства и формирования нового, наступила пора конкретных шагов, опирающихся на реальные финансовые ресурсы. Правительство столкнулось с проблемой нехватки финансовых средств и необходимостью изыскания их источников. Здесь необходимо рассмотреть три источника поступления финансов: внутренние ресурсы, внешние кредиты и инвестиции.
Касаясь первого источника, отметим, что, в результате политики Тиграна Саркисяна, нацеленной на защиту интересов монополий и олигополий и предполагающей отсутствие равных условий для конкуренции, малый и средний бизнес оказались практически уничтожены. Образовавшуюся финансовую брешь власти пытаются восполнить либо с помощью повышения цен, такого как, например, предстоящее повышение тарифов на электроэнергию, либо путем введения завуалированных форм налогообложения, как в случае с накопительной пенсионной системой.
В последние 1-2 года Запад в лице крупных международных финансовых институтов существенно сократил кредиты. В основном выделяются небольшие кредиты в размере от 30 до 50 млн. долларов, направленные на осуществление локальных программ по развитию сферы управления, сельского хозяйства и пр. Подобный разворот в настроениях Запада может быть обусловлен как солидным внешним долгом Армении, превысившим $4 млрд., так и невыполнением армянскими властями многочисленных обещаний о проведении реформ.
Настороженное отношение проявляет и Россия, которая вероятно не довольна "эффективным использованием" предоставленного ею кредита в $500 млн. для преодоления кризиса. Правда, правительство России недавно приняло решение о выделении кредита в $300 млн. для модернизации Армянской АЭС, однако эта сумма будет предоставлена российским компаниям, и вряд ли правительство Армении сможет направить ее на решение социальных вопросов. Нельзя исключать и что одной из причин настороженности Запада и России является то обстоятельство, что новое правительство во многом состоит из крайне одиозных чиновников.
Что касается инвестиций, то в Армении за последний год наблюдается резкое сокращение их объемов, которое объясняется отсутствием реальных гарантий, обеспечивающих безопасность финансовых вливаний. Премьер-министр Овик Абрамян предпринимает в этом направлении очень активные, правда пока безуспешные, шаги. Недавно премьер заявил, что армянские посольства должны превратиться в маркетинговые и инвестиционные компании, которые обеспечат приток денег в страну.
Между тем, в ходе недавно прошедшего в Ереване заседания руководителей дипломатических миссий Армении за рубежом, послы выразили премьер-министру недовольство тем, что их предложения относительно привлечения инвестиций не получают должной поддержки со стороны профильных министерств. Абрамян поручил соответствующим министрам вплотную заняться вопросами подготовки инвестиционных программ.
Безусловно, идея об активном подключении посольств к привлечению инвесторов хороша, но для ее реализации необходимы соответствующие условия и время. Вполне вероятно, что за этим поручением премьера кроется ожидание получить инвестиции от армянских предпринимателей в диаспоре. Однако эта идея представляется весьма призрачной, если учесть крайнее недовольство диаспоры армяно-турецкими протоколами. Кроме того, налицо конкретные факты беззакония, проявленного армянскими властями по отношению к бизнесменам из диаспоры.
Чего стоит только одна история о том, как министр экологии Вардан Айвазян с целью получения 3 млн. долларов от международной золотодобывающей компании "Глобал голд", возглавляемой армянином из США, принял решение лишить компанию лицензии за якобы невыполненные ею обязательства. В 2012 году "Глобал Голд" выиграла дело в Международном арбитражном суде о взыскании с теперь уже бывшего министра огромных штрафов в пользу компании.
Правительство, для которого задачей №1 является привлечение финансовых ресурсов для обеспечения обещанного экономического роста и для управления страной, столкнулось с реальными проблемами, перспектива преодоления которых представляется весьма призрачным в условиях, когда исчерпаны внутренние ресурсы, Запад и Россия отказываются предоставлять кредиты, а диаспора, умудренная опытом, связанным с полученными от власти "гарантиями", дистанцируется от этих вопросов.