Местные выборы в Грузии: последний бой "Мечты" с ЕНД?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили призвал накануне все политические силы страны в преддверии приближающихся выборов в местные органы власти отказаться от провоцирования беспорядков и оказания давления на избирательные комиссии. На фоне такого заявления текущую ситуацию и расклад сил перед выборами для "Вестника Кавказа" прокомментировали руководитель социологической службы Gorbi Мераб Пачулия и директор грузинской неправительственной организации Институт стратегии управления Петре Мамрадзе.

Пачулия отметил, что на сегодняшний день больше всего шансов на победу у партии власти, коалиции "Грузинская мечта". По его оценкам, вероятность, что один из 12 избираемых 15 июня мэров окажется представителем оппозиции, меньше 50%. Среди же депутатов органов местного самоуправления партия власти, по мнению эксперта, возьмет абсолютное большинство. Оппозиции едва ли удастся набрать даже треть голосов. Мало надежд у нее и на регионы, компактно заселенные представителями других национальностей. По словам Пачулия, такие области всегда консервативны и предпочитают голосовать за правящую партию.

В целом такая ситуация будет означать для "Грузинской мечты" и для всего политического пространства, "что самая большая оппозиционная партия, "Единое национальное движение" потеряет абсолютно все, кроме тех мест, которые у них есть в парламенте. До сих пор они имели большинство в регионах, в местном самоуправлении, но теперь эти места будут утрачены. ... Их выбирали, еще когда Саакашвили правил страной, и не только страной, но и Центральной избирательной комиссией. А сейчас времена изменились. И будут новые выборы, и они потеряют те места, которые до сих пор у них были".

Комментируя роль национального фактора на выборах в Грузии, эксперт отметил, что этническая принадлежность "большой роли не играет, потому что этнические армяне, этнические азербайджанцы находятся как в оппозиции, так и в правящей партии. Национального разделения у нас нет. Так было раньше. Например, региональная переменная играла роль, когда в Аджарии был Аслан Абашидзе. Естественно, там все было фальсифицировано, но все равно его партия получала больше 90% голосов только в самой Аджарии. Это было единственное исключение в нашей истории. А так нет такого, чтобы какие-то этнические группы конкретно поддерживали, например, только оппозицию".

Говоря о значении муниципальных выборов для евроинтеграции Грузии, Пачулия указал на тот факт, что после них у правящей партии будут все рычаги управления, и она не сможет оправдывать неудачи реформ тем, что в регионах правит "Национальное движение". Правящая партия, таким образом, получит карт-бланш на все необходимые действия вместе с полнотой ответственности за них. Что же касается глобального выбора Грузии, то эксперт подчеркнул, что такие вопросы решаются в парламенте, а не на уровне муниципалитетов, а кроме того, "народ давно определился с тем, куда нам идти. И местные выборы вряд ли повлияют на этот выбор".

Петре Мамрадзе, в свою очередь, напомнил, что "наш молодой премьер Гарибашвили, самый молодой премьер в мире, он же глава коалиции "Мечта", на днях прямо заявил, что не допустит того, чтобы какая-нибудь другая партия, победила хоть в каком-нибудь районе Грузии. Надо полагать, что именно так и будет. Весь административный ресурс сейчас в руках правящей коалиции. Кроме того, действительно существующая оппозиция (а не остатки движения Саакашвили) настолько слаба сама по себе и разрознена, что голосовать за них – это терять свой голос. Плюс к этому, у правящей группировки есть жесткая политическая воля не допустить никого к "кормушке". В Грузии тот, кто у власть, тот и распоряжается ресурсами, в том числе для своего собственного обогащения".

На вопрос, что означают эти выборы для "Грузинской мечты" эксперт ответил, что "они хотят продемонстрировать свою силу, хотят достичь, в первую очередь, полного контроля, ибо на местах движение Саакашвили еще сохраняет определенное влияние. Национальное движение должно сойти с политической арены, здесь я полностью поддерживаю настроения заменяющей их коалиции. Другое дело, что пока истинно демократического проведения соответствующих выборов в Грузии быть не может. Но цель такова, чтобы они, действительно, не прошли. И, скорее всего, останутся они только в Парламенте Грузии, потому что пришли туда еще в 2012 году".

Он отметил, что для грядущей ассоциации с ЕС выборы значат, что "западные наблюдатели находятся в самой Грузии и следят за выборами. Чтобы они были свободными и справедливыми, без нарушений и т.д. Это необходимое условие для подписания Соглашения об ассоциации. 20 с лишним стран участников ЕС по отдельности ассоциируют в своих Парламентах это соглашение. Чтобы все прошло успешно, очень важно, чтобы все согласились, что это были свободные и справедливые выборы. Впервые в Грузии мэры выбираются прямым голосованием. В 2010 году таким образом был избран один единственный мэр, и то он был лидером национального движения. Провести сейчас демократические выборы – это очень важно".