Запад пожал России руку в Нормандии
Читать на сайте Вестник КавказаКонструктивность стала сегодня ведущей характеристикой переговоров президента Владимир Путина с лидерами ведущих западных держав - премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Впервые с начала украинского кризиса российский президент встретился сегодня с западными коллегами лицом к лицу, и как показали встречи, несмотря на жесткие заявления европейских политиков, никто из них не пошел на открытую конфронтацию с Путиным в формате тет-а-тет.
Все три беседы прошли по одинаковому сценарию: лидеры разговаривали за закрытыми дверями, не делали никаких официальных заявлений для СМИ, информацию о содержании встреч распространяли их пресс-секретари. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Путин говорил с Кэмероном, Олландом и Меркель почти исключительно о путях урегулирования украинского кризиса и сотрудничества между Россией и Европой в этом вопросе.
Песков также сообщил, что состоялась и неофициальная беседа Путина с президентом США Бараком Обамой. "Несмотря на то, что не было отдельной встречи, главы двух государств получили возможность обменяться мнениями по ситуации на Украине, а также о кризисе на востоке этой страны. Путин и Обама высказались за необходимость скорейшего сокращения насилия и военных действий", - приводит его слова РИА Новости.
После двусторонних встреч и ряда мероприятий, посвященных 70-летию высадки союзников в Нормандии, состоялся официальный завтрак от имени президента Франции, на котором мировые лидеры собрались вместе. Как сообщают СМИ, перед завтраком Путин, Меркель и избранный президент Украины Петр Порошенко провели неформальную беседу. По сообщению пресс-службы Франуса Олланда, во время первой встречи с Порошенко, которому завтра предстоит инаугурация, Владимир Путин также говорил о деэскалации кризиса, в том числе о возможности признания Москвой президентских выборов 25 мая.
Российские политологи рассказали "Вестнику Кавказа" о важности этих встреч в Нормандии для преодоления того раскола, что возник между Россией и Западом с началом украинского кризиса. Так, директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркнул, что переговоры в Париже и Довиле поспособствуют откату агрессивной риторики по отношению к России со стороны западных политиков.
"Конечно, серьезных изменений в отношениях России с США и их политическими сателлитами ждать после Нормандии не приходится. Другой вопрос, что Владимир Путин, который продемонстрировал в ходе поездки олимпийское спокойствие, несмотря на введение так называемых санкций и информационные удары со стороны медиаструктур западных стран, несколько остудил горячие головы, убедившие себя (прежде всего я имею в виду Барака Обаму и Ангелу Меркель) в том, что российское руководство опасается ссориться с Западом. Очевидно, что нет, не опасается. Поэтому я думаю, в ближайшее время накал агрессии в политических заявлениях Запада против России снизится", - выразил уверенность Мухин.
Заведующий сектором военно-политического анализа Института мировой экономики и международных отношений ИМЭМО РАН, профессор МГИМО Сергей Ознобищев высказал надежду на то, что сегодняшние переговоры свидетельствуют о начале преодоления глубокого ценностного кризиса в отношениях России и Запада. "Эти первые встречи - знак, что с нами готовы разговаривать. Полного восстановления отношений, какими они были до украинского кризиса, увы, не будет в ближайшие годы. Но первый знак дан, что изоляции не будет, что Россия является значимой страной и мировым центром силы, существующими наряду с другими", - отметил он.
Ознобищев обратил внимание на то, что у Европы сегодня имеется насущная потребность в диалоге с Россией, определяемая "кровной заинтересованностью в энергоресурсах". "У Америки проявляются принципиальные моменты, но когда они накладываются на деловые интересы, мы видим сходную картину: американцы говорят о том, что они все прекращают, но не останавливают сотрудничество по международной космической станции, потому что заинтересованы в нем. НАТО говорит: "Мы разрываем отношения во всем, кроме Афганистана". Принципиальная политическая позиция Запада натыкается на не менее принципиальные интересы, которые надо проводить в жизнь, отстаивать и реализовывать только вместе с Россией", - рассказал эксперт, заключив, что именно поэтому на встречах с Путиным западные лидеры продемонстрировали прагматический подход.
"Безусловно, это не означает, что мы поняты. Но практически значимые интересы подталкивают нас к сотрудничеству, которое продолжит развиваться. Возможно, после кризиса есть шансы для нового ренессанса в ряде направлений, по которым мы зашли в тупик незадолго до кризиса, например, контроль над вооружениями. Мне кажется, что стороны сейчас будут с большим энтузиазмом демонстрировать готовность к взаимодействию. По крайней мере, такая возможность появилась в гораздо большей степени, чем она была раньше", - резюмировал Сергей Ознобищев.