Bandwagon effect или «стадный инстикст»

Что такое эффект присоединения к большинству и почему он имеет значение именно для вас? 

Случалось ли вам проходя мимо ряда магазинов, расположенных один подле другого, заходить именно в тот, в котором было больше всего посетителей? Или сменить свое любимое моющее средство под давлением мнения близких вам людей, открывших для себя нечто ”совершенно инновационное и ни с чем не сравнимое”? Если да, то поздравляем: вы ощутили на себе действие эффекта присоединения к большинству ( bandwagon effect ). 

Что это такое? 

Эффект присоединения к большинству - одна из форм группового мышления, при которой популярность определенных убеждений усиливается по мере того, как все больше людей их принимает. Иными словами, коллективное бессознательное на уровне потребителя определенных товаров и услуг. Тяжело это признавать, но время от времени все мы испытываем действие bandwagon effect на себе, вне зависимости от силы воли и характера. И в этом нет ничего плохого, ведь иной раз следуя убеждениям других людей, особенно близких, можно получить определенные выгоды. Например, открыть для себя новую марку косметики или съездить на курорт, о которым вы ни разу не слышали ранее. 



В чем состоит опасность?

Однако как и в любых других ситуациях, когда включается механизм коллективного бессознательного (паника, например), главное - вовремя остановиться. Что будет, если съесть не один кусок торта, а весь торт целиком? Ответ всем известен. Тоже самое и с эффектом присоединения к большинству - чем активнее мы поддаемся соблазну следовать за другими, тем быстрее теряем способность принимать самостоятельные решения. А это уже чревато серьезными последствиями. 

Как бороться с bandwagon effect? 

1. Первое, и самое главное - постараться придерживаться собственного мнения и адекватно оценивать ситуацию. Зачем ехать на другой конец города, чтобы выпить кофе, который продается в соседней с вашим домом кофейне? Ах да, ведь ”там” все пьют.

2. Оценивать важность вещи, которую вы собираетесь приобрести. Спиннер, например. Он есть у всех. Не ошибусь, если предположу, что и у вас он тоже есть и, возможно, уже пылится где-нибудь на дальней полке. Зачем он вам был нужен? Вряд ли можно ответить на этот вопрос как-то иначе, кроме как: ”Так все же покупали”. Даже многочисленные блогеры и эксперты затрудняются дать ответ на вопрос о пользе ”крутящегося нечто”. В данном случае браво маркетологам, которые с помощью bandwagon эффекта заработали миллионы для производителей новомодной штуки. 

Image result for bandwagon effect

3. Не бойтесь выражать свое мнение. Возможно, вы еще не опробовали то моющее средство, которым все уже давно очищают свои тарелки, но при этом ваши тарелки чище, и об этом можно смело заявлять, шокируя окружающих архаичностью своих взглядов, но при этом интригуя нестандартным мышлением. 

4. Попробуйте создать свой bandwagon эффект. Как это сделать? Очень просто - убедите своих близких в том, что тот товар или услуга, которыми вы пользуетесь лучше, чем то, чем пользуются они ( будет неплохо, если это на самом деле так), и вы увидите, что вскоре этим начнут руководствоваться их знакомые, и так далее, и так далее. 

И последнее, не теряйте оптимизма, анализируйте и помните, что эффект присоединения к большинству не самое плохое, что может случиться в вашей жизни.

Екатерина Винник

Метки

Поделиться