Жизнь, подаренная аккумулятору: правила реанимации после зимы

Как только моя четырехколесная подруга выбралась из мартовских сугробов, первая моя встреча с ней потерпела фиаско: то, что моя Герда даже не собирается заводиться, я понял сразу и безо всяких сказок.

"Но ведь чудеса еще случаются!" – подумал я, снял клеммы, крепеж и потащил аккумулятор домой – разбираться. То, что ему нет и двух лет, я понял по маркировке на корпусе. Для аккумулятора – это не срок. Рублевой монеткой открыл все шесть пробок на банках – во всех мне улыбались веселые весенние льдинки, чего быть не должно в принципе.

Умные дядьки из интернета, все сплошь – доки по части реанимирования аккумуляторов – в один голос убеждали меня: "Батарейку – на свалку! Кина не будет!". Но не убедили.

"Если в магазинах продают ареометры, электролиты и дистиллированную воду – значит, это кому-то нужно?" – здраво подумал я. И началось.

Замер уровня электролита – он должен полностью покрывать пластины аккумулятора - показал, что его мало, а еще его можно смело пить – как кока-колу, там тоже, говорят, есть кислота. Как в моем аккумуляторе. И тоже - мало. Пришлось обзавестись ареометром одной трудолюбивой восточной страны, который подтвердил мои догадки за 174 рубля.

Оказалось, электролит – никакой не дефицит. За 75 рублей без копейки – целый литр, хотя аккумулятор – штука прожорливая: она требует почти три литра живительной жидкости. Дистиллированная вода еще дешевле – 50 рублей с копейками за тот же литр. Но тут меня задушила отечественная жаба, и я ограничился двумя бутылками электролита – всего-то 150 рублей. Воду брать не стал: у самого такого добра – целый аккумулятор.

Заменить электролит я заменил – со всеми мерами предосторожности, предписанными всезнающим интернетом: перчатки, очки, респиратор – на всякий случай. Слил содержимое в стеклянную тару, в чистую залил обе бутылки – заявленная плотность там была 1,38 – даже выше чем нужно, разбавил остатками своего "перезимовавшего" электролита и осторожно влил в аккумулятор. Проверил уровень – нормально. Но оказалось – заменить мало, нужно его еще и зарядить. Повезло – питерскую зарядку-"автомат" я взял в "Ленте" за 500 с лишним рублей – до подорожания, случившегося чуть ли не сразу после моего визита, причем – почти в три раза. Привез домой. Оценил – все просто и надежно, как устройство лома.

Поставил на зарядку. На ночь. И – о чудо! – утром моя батарейка показала полный заряд.

Сгибаясь под тяжестью 20-киллограмового реанимированного аккумулятора, бегу к машине. Ставлю. Дрожащими руками затягиваю барашки верхней прижимной планки. Цепляю контакты. При подключении "плюса" сигнализация взбрыкивает благим матом, но для меня это – как марш Мендельсона: значит, ток есть! Может и поедем!

С замиранием сердца поворачиваю ключ в замке – есть контакт! С полуоборота моя "ласточка" заводится и благодарно урчит – ей понравилось!

А теперь серьезно.

Первое: если аккумулятор неразборный, а представляет собой литую конструкцию безо всяких пробок на его банках – реанимировать такой бесполезно, еще можно и получить кислотный ожог при попытке пробраться к его содержимому, которое производители защищают как зеницу ока.

Те самые "пробочки" на обслуживаемом аккумуляторе

Второе: если на банках есть крышки, к ним можно пробраться и замерить плотность электролита, и если его плотность ниже минимальных значений, не стоит доливать его дистиллированной водой – электроэнергия получается вследствие химической реакции между свинцовыми пластинами и электролитом, а не водой.

Третье: конечно, этот метод – не панацея, но новый аккумулятор – это 5-6 тысяч рублей, а хорошо обслуженный старый – это почти что новый: не зря говорят, что обслуживаемые аккумуляторы, да еще если они российские – практически вечные при правильном обслуживании.

Четвертое: да, зарядное устройство по нынешним меркам – вещь недешевая. Но она пригодится не раз и вам, и родственникам, и просто друзьям и знакомым. Проверено на себе!

Пятое и последнее: электролит – это разбавленная водой серная кислота (если кто не знает), и относиться к ней нужно вполне серьезно, как и к возможным ожогам после попадания ее на кожу. Поэтому не пренебрегайте защитой! И еще: в процессе зарядки, особенно в конце, когда банки аккумулятора начинают "кипеть", из пузырьков выделяется водород – ОЧЕНЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ газ. Поэтому заряжать вашу "батарейку" нужно в хорошо проветриваемом помещении.

Евгений Николайчук

Метки

Поделиться