Вестник Кавказа

Мы идем по Уругваю

Информация о возможном признании независимости Нагорного Карабаха далекой южноамериканской страной, Уругваем, подающаяся в СМИ как сенсация, пока не стала предметом развернутых комментариев политиков и политологов. С большой долей вероятности можно предположить, что это связано не столько с недооценкой серьезности заявления министра иностранных дел Уругвая Луиса Альмагро, сколько с пониманием того факта, что растиражированную «сенсацию» считают элементом информационной войны, ведущейся вокруг Карабаха. Вопрос признания этой территории неоднозначен даже для самой Армении. Местные политики давно спорят, когда же официальный Ереван должен признать карабахский суверенитет. Варианта предлагается три – или Армения будет первой; или она сделает после того, как это независимость Карабаха признает какое-нибудь ведущее мировое государство; или после того, как это сделает Азербайджан. В настоящее время шансы на реализацию последних двух вариантов равны нулю.

Уругвай к ведущим мировым государствам отнести сложно. Большинство его жителей - потомки переселенцев из Южной Европы, в основном из Испании и Италии. Экономика Уругвая ориентирована главным образом на экспорт продукции рыболовства и сельского хозяйства, а основной процент населения занят в сфере обслуживания. Интересен конфессиональный состав – католиков там меньше половины; почти четверть уругвайцев называет себя верующими, но не причисляет к последователям какой-либо религии; пятая часть жителей республики в бога не верит, десятая часть – придерживается идей протестантизма; а за ними по численности как раз и следуют армяно-григориане, поддерживающие связи с исторической родиной.

Первая волна эмиграции из Армении в Уругвай началась сразу после I мировой войны, вторая волна накрыла Южную Америку в 1926 году. Но если в 1930-х армян в Уругвае было не более четырех тысяч, то сегодня уже более 15 тысяч. Они сосредоточены в основном в Монтевидео и в большинстве своем религиозны. Причем наряду с Армянской Апостольской и Армянской Католической церквами в Уругвае действуют также две Армянские Евангелические церкви.

Армянские руководители любят приезжать в Монтевидео. Сразу после признания Уругваем независимости Армении на берега Атлантического океана отправился президент Левон Тер-Петросян, неоднократно в Уругвай приезжали армянские министры иностранных дел, президент Роберт Кочарян также не обошел Монтевидео своим вниманием. Только Серж Саргисян пока не бывал в дружественной стране. Интерес уругвайских руководителей к Армении проявлялся не столь явно. Об этом свидетельствует частота из визитов в Ереван и уровень представительства – в 1997 году там побывал замминстра иностранных дел, а через год председатель нижней палаты парламента (позднее парламент Уругвая признал «геноцид армян»).

Договорно-правовая база двусторонних отношений ограничивается соглашениями о сотрудничестве в области культуры, агропрома (Уругвай поставляет в Армению мясо и мясопродукты), в области здравоохранения, а также о взаимной защите и поощрении инвестиций. Армянского посла в Монтевидео нет, его функции по совместительству выполняет армянский посол в Буэнос-Айресе Владимир Кармиршалян. В Армении же по совместительству аккредитован посол Уругвая в Москве Хорхе Алберто Мейер Лонг.

Зато позиции армянской диаспоры в Уругвае слабыми не назовешь – два года назад почетным консулом Армении стал гражданин Уругвая, известный предприниматель и меценат Рубен Абраамян. С тех пор в Монтевидео стали активнее пиарить армянскую культуру, устраивать мероприятия, на которых неизменно присутствуют и Кармиршалян, и Абраамян, и глава Уругвайской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Акоп Глнджян. То они встречают в порту армянскую команду, совершающую кругосветное путешествие, то проводят концерты с участием танцевального ансамбля армянского национального центра «Гаянэ» и армянского детского хора Уругвая «Тарон», поющего национально-патриотические песни.

Однако утверждать, что такого рода мероприятия склоняют власти Уругвая занять проармянскую позицию в сложнейших вопросах, имеющих геополитическое значение, было бы слишком смело. Вспомнить хотя бы процесс международного признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, власти которых поддерживают тесные связи с представителями многих государств, но признания добиться не могут ни от кого кроме России, Никарагуа, Венесуэлы, Науру и Вануату, то объявлявшей о дружбе с бывшими грузинскими автономиями, то дезавуировавшей эти заявления.

Причем таких колеблющихся с признанием было немало. Одни чиновники делали заявления о скором признании, другие их отзывали. Или же со сменой политической конъюнктуры те, кто изъявлял готовность признать абхазский и южноосетинский суверенитет, отказывались от своих слов. Так, заявление посла Сомали в РФ о скором признании независимости Абхазии и Южной Осетии было опровергнуто генеральным директором Министерства внешних отношений и международного сотрудничества Сомали. Президент Украины Виктор Янукович в бытность оппозиционером говорил, что Киев должен признать независимость Сухуми и Цхинвали, но став президентом объяснил, просто выступал против двойных стандартов с признанием Косово. А история с противоречивыми заявлениями президента Белоруссии Александра Лукашенко вообще вылилась в международный скандал и окончательно рассорила Москву и Минск. WikiLeaks даже слил информацию, согласно которой на переговорах с эстонским министром иностранных дел Лукашенко жаловался, что Россия сама спровоцировала войну с Грузией, а теперь вынуждает его признать независимость Абхазии и Южной Осетии в обмен на низкую цену на газ. О возможном признании бывших грузинских автономий заявляли также чиновники из Ливии, Боливии, Марокко, Перу, Сан-Марино, Сирии, Судана, Эквадора и т.д.

Интересной представляется в этом вопросе и позиция Еревана. «Сегодня периодически звучит вопрос о том, почему Армения не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Ответ четок — по той самой причине, по которой в свое время Армения не признала независимость Косово. При наличии нагорно-карабахского конфликта Армения не может признать находящееся в аналогичной ситуации иное образование, пока не признала НКР», - объясняет свою позицию Серж Саркисян.

Такие сложности с признанием независимости республик, находящихся под покровительством России, наводят на мысль о бесперспективности сегодняшних попыток раскручивания процесса международного признания Нагорного Карабаха. Ведь если абхазский и южноосетинский суверенитет Москва поддерживает и политически, и финансово, то с Нагорным Карабахом ситуация совсем другая. С учетом усилий России в рамках Минской группы ОБСЕ и лично Дмитрия Медведева по урегулированию конфликта, действия Уругвая в Москве могут быть расценены крайне негативно.
34500 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ