Вестник Кавказа

Европа заявила об отказе от российского газа - и нарастила его импорт до максимума

Европа заявила об отказе от российского газа - и нарастила его импорт до максимума

Транзит российского газа через Украину в Европу остается на максимальном уровне, также продолжает расти транзит по газопроводу "Ямал-Европа" через Беларусь и Польшу.

Теперь российский газ может прокачиваться и ночью, и днем, следует из данных операторов газотранспортных систем (ГТС) и площадки аукционов GSA Platform.

Объем экспорта газа через Украину резко вырос с 24 февраля и остается на максимальном уровне. На 4 марта заявки на прокачку газа из России составляют 109,4 млн кубометров, указано на сайте "Оператора ГТС Украины".

Контрактные обязательства "Газпрома" в отношении транзита перед Украиной на 2022 год составляют около 109,6 млн кубометров в сутки (всего 40 млрд кубометров).

В субботу был возобновлен транзит российского газа через Беларусь и Польшу, сначала он осуществлялся только в ночные часы, на 3 и 4 марта "Газпром" забронировал мощности газопровода "Ямал-Европа" как на ночь, так и на день - газ в Европу будет экспортироваться полные газовые сутки.

Вечером 3 марта "Газпром" выкупил около 20% от общего объема предложенных мощностей (750 тыс куб м/ч из возможных 3,7 млн). Использовать мощности компания сможет с 8.00 мск 4 марта до 8.00 мск 5 марта.

Минувшей ночью в Германию из России было прокачано 13,7 млн кубометров газа.

Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что Германия начала закупать газа в обход России, но также получает и российские поставки.
Германия закупает не только российский газ, но и нефть, и уголь. "Так как мы не наивны, мы, с одной стороны, ввели это регулирование, но одновременно очень рано подготовились к ситуации, что... могут также возникнуть трудности... Мы подготовились к тому, чтобы мы покупали бы газ еще где-нибудь, это мы сделали и делаем это дальше", - сказал Шольц.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, европейские политики заявляют о намерении отказаться от российских углеводородов прямо посреди энергетического кризиса, вызванного нехваткой ресурсов в Европе. 
  
"Теоретически ЕС может хоть сейчас прекратить покупать и нефть, и газ, и уголь, и дизельное топливо российского производства. Но какие тогда будут потери у экономики Европейского Союза? А потери будут обязательно. Многие на фоне последних событий стали забывать, что начавшийся в 2021 году энергетический кризис никуда не делся, и текущие ценовые рекорды обусловлены не только политическими решениями, но и попросту нехваткой предложения в мировом масштабе. Миру не хватает газа, а также угля, так что сейчас Европе явно не время отказываться от российских поставок", - сказал он. 
  
"При этом надо понимать, что Европа вовсе не является наиболее привлекательным рынком для углеводородного сырья. Она один из важных, но лишь региональных рынков. Поставщикам куда важнее рынок Азии, куда идет порядка 75% всего мирового СПГ (причем как Китай, так и Япония потребляют больше СПГ, чем весь ЕС вместе взятый). С учетом динамики роста спроса на СПГ в азиатских странах у Европы нет никаких шансов отбить у Азии газовые потоки, как нынешние, так и будущие. Спрос в Китае продолжает расти. Любой новый проект, а все сейчас наперечет, будет по большому счету поглощаться ростом азиатского потребления. Вот в таком рыночном контексте существует Европа, желающая отказаться от покупки российского углеводородного сырья", - обратил внимание Александр Фролов. 
  
"Я слышу европейские заявления об отказе от российских углеводородов минимум 13 лет, а попытки снизить зависимость от поставок из России предпринимались на протяжении всего XXI века. Попыток сократить долю России на европейском энергетическом рынке было действительно много – но они ни к чему не привели. И то, что мы видим сейчас, ничем не отличается от заявлений и действий десятилетней давности. А это означает, что у Евросоюза просто не существует принципиально новых решений, которые позволили бы ему безболезненно перейти с российских энергоносителей и российских нефтепродуктов на поставки из каких-то других стран. Конечно, сейчас будет разыгрываться карта возобновляемых источников энергии и зеленого энергоперехода, но эта программа нацелена на отказ от угля, причем не от российского, а от угля вообще, и ее не удастся исполнить без газа", - подчеркнул экономист. 
  
"Как известно, к середине 2030-х годов европейские страны при сохранении данной программы планируют закрыть последние угольные электростанции (на данный момент от угля отказались всего четыре страны – Австрия, Бельгия, Швеция и Португалия). Сокращение угольной генерации и развитие ВИЭ будет опираться как раз на наращивание газовой генерации энергии. В коалиционном соглашении действующей коалиции в Германии сказано, что Берлин обязывается увеличивать объемы газовой генерации для повышения стабильности энергоперехода. И этот принцип характерен для любой страны Европы, потому что, в самом деле, нельзя отказаться от угля и сохранить стабильность энергосистемы без другого диспетчеризируемого источника энергии. Такой источник на сегодняшний день, по сути, один – газ. И это снижает для Европы поле для маневра в ее энергетических планах", - пояснил Александр Фролов. 
  
"Что может Европа сделать для того, чтобы отказаться от энергоносителей из России? Тут два варианта. Или она сокращает энергопотребление, на что Европейский Союз самостоятельно не может, или переманивает газовые потоки, идущие в Китай, то есть покупает СПГ еще дороже, чем китайцы. Однако финансовые ресурсы Европы даже близко не сравнимы с тем, что может предложить поставщикам Китай. Кроме того, Китай заключает долгосрочные контракты, а объем свободного газа существенно меньше, чем объем газа, защищенного этими контрактами. То есть заменять российский газ Европе нечем и не на что. Кстати, сокращение импорта российского газа по итогам 2022 года действительно можно ожидать, но только потому, что европейскую промышленность поразил энергетический кризис: газ слишком дорогой, многие продукты, для которых он является сырьем, стали нерентабельными, электроэнергия тоже дорогая, из-за чего идет спад производства. Но это же не отказ от газа из России, а внутренние проблемы", - заключил эксперт.

17705 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ