Халатность работников метро и сломавшаяся путевая стрелка являются наиболее вероятной причиной крупнейшей катастрофы в московском метрополитене, унесшей накануне жизни 23 человек. К такому выводу пришло сегодня следствие, хотя эксперты и призывают не торопиться с выводами.
Как отметил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, отрабатываются варианты "усталости металла" рельс, технические неисправности в ходовых частях вагонов и "какое-либо влияние извне", однако основной версией остается трехмиллиметровая проволока, скреплявшая механизм путевой стрелки в нарушение всех правил и порвавшаяся в момент прохождения поезда. В "починке" стрелки с помощью проволоки сегодня признались старший дорожный мастер службы пути московского метрополитена Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов.
Глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов, в свою очередь, подчеркнул, что в столичном метро действует строжайшая система регламентов, однако к аварии мог привести пресловутый "человеческий фактор". Между тем глава МЧС России Владимир Пучков заявил, что сказать что-либо определенное можно будет только после получения результатов экспертиз. "Я бы не спешил с конкретными выводами, потому что нам нужно официальное заключение всех экспертиз и специалистов", — отметил он в эфире "Россия 24".
Те же экспертные данные покажут, есть ли необходимость в кадровой "чистке" московского метрополитена, сказал начальник городского метрополитена Иван Беседин.
Важнейший из выживших свидетелей катастрофы – второй машинист – сегодня был переведен в состояние медикаментозного сна, рассказал журналистам глава столичного департамента здравоохранения Георгий Голухов. "Машинист пришел в сознание, называл себя, однако после такой тяжелой травмы и операции его необходимо восстанавливать на максимально комфортных условиях. Чтобы ему было легче выходить (из тяжелого состояния), его погрузили в медикаментозный сон, а часть жизненных функций перевели на аппараты", — сказал Голухов.
Также Голухов озвучил последние официальные данные по жертвам катастрофы: 22 погибших, 150 госпитализированных. Часом позже его пресс-конференции поступило сообщение о гибели еще одного пассажира в больнице. Одна из погибших по-прежнему не опознана: тридцатилетняя женщина без документов; никто из ее родных или близких пока не обратился по факту ее пропажи.
В настоящий момент все вагоны, за исключение наиболее пострадавшего первого, убраны с путей, головной вагон должны полностью демонтировать до конца дня. На месте аварии ведутся круглосуточные работы и работает около 370 человек. По словам Петра Бирюкова, движение поездов на закрытом участке синей ветки возобновится в пятницу. "В течение завтрашних суток полагаем полностью завершить работы с тем, чтобы движение в пятницу с утра открыть", — сказал он. До этого времени станции "Киевская" всех трех линий и "Молодежная" будут открыты для бесплатного прохода.
Мэр Москвы Сергей Собянин выступил с дополнительной инициативой: в качестве адресной социальной поддержки семьи погиьших и пострадавших при необходимости будут обеспечены жильем. "Нужно оказать поддержку семьям погибших и пострадавшим, выявить их реальные нужды с точки зрения обеспечения жильем, социальными услугами, школами, детскими садами, оказания дополнительной материальной помощи", — приводит слова Собянина РИА Новости.
Выявление нуждающихся в помощи в первую очередь начнется со следующего понедельника. "Сейчас изучаем семьи погибших людей с целью выявления, остались ли у них малолетние дети или пожилые родители, для того, чтобы в первую очередь им оказать поддержку, в том числе пострадавших", — сообщил глава столичного департамента соцзащиты Владимир Петросян.
Помимо озвученных ранее сумм выплат дети, чьи родители погибли в катастрофе, будут получать по 13 тыс рублей ежемесячно. На компенсацию расходов по захоронению выделят по 41930 рублей на человека плюс оплата транспортных услуг в случае транспортировки тела погибшего за пределы Москвы.
Также власти заверили жителей российской столицы в том, что более во всем метрополитене не выявлено ни одного проблемного участка, и сейчас подземка работает в штатном режиме.