Вестник Кавказа

Сирийский триумвират: шаг на пути к миру

Во вторник, 20 декабря, в Москве состоялась встреча министров иностранных дел России, Ирана и Турции. По ее итогам Сергей Лавров, Мохаммад Джавад Зариф и Мевлют Чавушоглу согласовали совместное заявление по мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта.

По словам российского министра, участники переговоров сошлись в том, что не может быть военного решения кризиса в Сирии. "У нас общее мнение, прежде всего заключающееся в том, что необходимо в полной мере уважать суверенитет, территориальную целостность, единство Сирии. Общее мнение также в том, что не может быть военного решения сирийского кризиса... Мы выступаем за безальтернативность политико-дипломатического урегулирования этого конфликта", - подчеркнул Сергей Лавров.

Он также отметил, что Москва, Анкара и Тегеран готовы выступить гарантами переговоров по соглашению между правительством Сирии и оппозицией. При этом стороны заявили о решимости совместно вести борьбу с террористическими группировками ИГИЛ и "Джебхат Фатх аш-Шам" (запрещены в РФ) и необходимости отмежевать от них вооруженную оппозицию.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, комментируя в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" намерения трех стран выступить гарантом при переговорах Дамаска с официальной оппозицией, в первую очередь отметил, что Турция может дать такие гарантии за часть оппозиции, а Россия и Иран – за Башара Асада. "Другой вопрос, удастся ли эффективно разграничить непримиримых и договороспособных в среде оппозиции. До сей поры это получалось лишь локально. По большому счету, прочных договоренностей о сценариях урегулирования пока ни с какой из заметных, влиятельных оппозиционных сил достичь не удавалось", - отметил политолог.                                            

В то же время он указал на то, что пока непонятно, насколько трем странам удалось согласовать свои политические позиции и планы боевых действий в Сирии. "Сам факт встречи и заявления, которые на ней прозвучали, говорят о том, что диалог идет, что стороны считают его продуктивным и эффективным. Удалось ли на самом деле хотя бы предварительно договориться о каких-то сценариях, политических или военных, пока, как мне кажется, судить сложно", - подчеркнул эксперт.

Помимо этого, президент Института национальной стратегии акцентировал внимание на том, что согласованные действия России, Турции и Ирана позволят приблизить завершение войны и переход к переговорам в Сирии. По его словам, на сегодняшний день Иран и Турция являются самыми сильными региональными военными державами, и во многом именно у них в руках находятся ключи к урегулированию.

"То, что России удалось выступить лидером в этой группе, можно считать промежуточным дипломатическим успехом. И слова Лаврова о том, что именно этот формат представляется ему сейчас наиболее работоспособным и действенным, абсолютно верны. Речь ведь идет о том, что за один стол переговоров удалось посадить противников – Турцию и Иран. И именно между этими странами может возникнуть какой-то компромисс, какая-то формула нового статус-кво. При этом пока непонятно, смогут ли Россия, Турция и Иран быть достаточно убедительными, чтобы монархии Персидского залива приняли разработанную ими формулу урегулирования", - рассказал политолог.

Кроме того, он заметил, что военно-политическое взаимодействие Москвы, Анкары и Тегерана способно существенно изменить расстановку сил на Ближнем Востоке. "Но проверкой серьезности этого формата будет, конечно, непростая задача с сирийским урегулированием. Если удастся создать какой-то новый статус-кво, который удастся сохранить хотя бы на протяжении какого-то времени, то это может в достаточной степени укрепить взаимное доверие трех сторон, прежде всего, Турции и Ирана, чтобы определенные геополитические реалии в регионе несколько изменились", - поведал политолог.

Также он выразил сомнение в совместных действиях России, Турции и Ирана в Ираке. "Турция там уже действует в одностороннем порядке. Но если она захочет расширить пространство этих действий, то ей придется договариваться об этом с американцами", - заключил Михаил Ремизов.

Со своей стороны военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин заявил, что достигнутые Россией, Турцией и Ираном договоренности свидетельствуют о том, что эти страны не допустят развязывания войны, а оппозиция подпишет мирное соглашение и будет придерживаться его. "Но эти гарантии не будут распространяться на террористов. Их будут уничтожать, пока они не покинут Сирию", - уточнил эксперт.

При этом он подчеркнул, что планы боевых действий в Сирии будут согласовывать генералы. "Министры иностранных дел этим не занимаются. Это не одномоментный вопрос, а процесс. Кроме того, пока нет ясности, как к этому отнесется оппозиция. Делать какие-то выводы и предположения можно будет только после переговоров между сирийским правительством и оппозицией", - пояснил эксперт.

Также он указал на то, что взаимодействие России, Турции и Ирана пока никак не изменит расстановку сил на Ближнем Востоке. "Это просто протокол о намерениях. Когда будут достигнуты какие-то конкретные договоренности на встрече в стране между оппозицией и сирийским правительством, тогда будут изгнаны с территории Сирии террористы ИГИЛ, тогда можно будет говорить о каких-то поворотах в геополитической ситуации на Ближнем Востоке", - считает Виктор Литовкин.

Говоря о возможных совместных действиях трех стран в Ираке, эксперт уточнил, что пока эти разговоры преждевременны. "Это Ирак, это не Сирия. Это другая страна. Там находятся США, и США должны сами принимать решение вместе с иракским правительством, что им там делать", - заключил эксперт.

9150 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ