Вестник Кавказа

США готовят "черного лебедя" для российского суверенного долга

Bank of America Merrill Lynch назвал главного "черного лебедя" для российской экономики в следующем году. Аналитики организации полагают, что им может стать расширение санкций США на российский суверенный долг, вероятность, которого, впрочем, весьма невелика. Об этом идет речь в отчете "Лебединое озеро в 2018 году".

Если новые ограничения все же послужат "черным лебедем", то их влияние все равно будет достаточно ограниченным, полагают в Bank of America (BofA). Нерезиденты в общей сложности занимают чуть более $51 млрд на рынке российского суверенного долга: их доля во внешнем госдолге равняется 36,6% ($14,5 млрд), во внутреннем, то есть в облигациях федерального займа (ОФЗ), - 33,2% ($37,2 млрд).

Помощь с внешним долгом может оказать Банк России. В конце 2014 года на фоне оттока капитала и ослабления национальной валюты ЦБ РФ уже опробовал новый инструмент - сделки РЕПО в инвалюте с максимальным объемом задолженности банков в $50 млрд. такая мера позволила российским банкам выкупить у нерезидентов суверенные евробонды на сумму около $7 млрд. Месяц назад кредитные организации полностью погасили сделанные тогда долги, и Центробанк может "с легкостью" вернуться к данной мере в случае распространения санкций на внешний долг России, тем самым увеличив его привлекательность для местных банков, полагают аналитики BofA.

Если говорить о рынке ОФЗ, то банки смогут, в частности, перенаправить на госбумаги 2 трлн рублей, которые сейчас находятся на их счетах в Банке России, ожидают эксперты. Это случится, если доходность по долгосрочным ОФЗ значительно превысит ключевую ставку, которая, по прогнозу BofA, составит 8% на конец года, пишет РБК.

Термин "черный лебедь" был придуман американским экономистом Нассимом Талебом, он означает труднопрогнозируемое событие, влекущее значительные последствия.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразил уверенность в том, что санкции США против российского суверенного долга не нанесут большого вреда финансовой системе РФ в связи с тем, что Москва не намерена его увеличивать. "У нас очень маленький государственный долг, он составляет примерно 13,5% от ВВП. Минфин сейчас пытается его увеличить для финансирования дефицита бюджета, который будет составлять, по прогнозу правительства, 1,3 трлн рублей. При этом бюджет посчитан исходя из цены в $40 за баррель, а реальная цена на нефть сейчас превышает $60 за баррель, а значит, будут значительные дополнительные доходы, которые уже сейчас поступают в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния. В связи с этим нет смысла привлекать заимствования на зарубежных рынках, на что США хотят наложить санкции", - пояснил он.

Более того, по словам Анатолия Аксакова, Россия вполне сможет погасить свой внешний долг за счет дополнительных доходов от продажи нефти. "Было бы лучше резервы направить на погашение госдолга, ведь на его обслуживание запланировано больше 800 млрд рублей. В связи с этим я не вижу никаких рисков для нашей бюджетной системы в запрете на приобретение российских суверенных бумаг. Кроме того, понятно, что российские облигации – это гарантированные и достаточно доходные ценные бумаги, и они будут интересны другим инвесторам, которые с удовольствием приобретут высокодоходные и безрисковые российские ценные бумаги. В подобных санкциях против российского суверенного долга будет больше эмоций, чем действительного негатива", - уверен председатель комитета Госдумы по финансовому рынку.

В свою очередь советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов также выразил мнение, что в том случае, если этот запрет все же будет введен, ничего особенно страшного не произойдет. При этом он отметил, что возможно два варианта развития событий. 

"Первый вариант – появится запрет на покупку. Эта стандартная практика, при которой те, кто уже заранее купил, они продавать не обязаны. В этом случае изменения будут очень слабыми, мы просто ничего не заметим. Может быть, чуть-чуть, на пол процента вырастет инфляция и на несколько процентов ослабнет рубль. В любом случае, это несущественные изменения, которые несопоставимы с ценовыми колебаниями, которые периодически на рынке бывают. Это первый сценарий. Его вероятность около 80%",- пояснил эксперт.

"Второй сценарий – если тех, кто уже имеет облигации, а их не так уж мало, обяжут их продать. Но такой вариант развития событий крайне маловероятен, поскольку для западных стран принятие таких законов очень нехарактерно. Но даже если предположить, что такое произойдет, то Центробанк просто имеет возможность выкупить эти ОФЗ. В условиях, когда инфляция низкая, а у нас рекордно низкая инфляция, в условиях, когда дефицит бюджета тоже очень низкий, Банк России располагает большими возможностями и, соответственно, ему будет не очень тяжело этот выкуп произвести. Еще раз повторюсь, даже если этот сценарий произойдет, то инфляция ускорится, может быть, на 1-2%, а рубль ослабнет процентов на 5. Но в любом случае, на роль так называемого ”черного лебедя” это не тянет. ”Черный лебедь” - это когда что-то обрушается процентов на 20. Но для такого обрушения в нынешних условиях предпосылок особых нет", - рассказал советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер".

При этом он обратил внимание на то, что главным "черным лебедем" для российской финансовой системы в наступающем году может стать сильное падение нефтяных цен. "Оно маловероятно, но исключать его до конца все-таки нельзя. У нас все прекрасно знают - когда сильно падают цены на нефть, то обычно резко ослабевает рубль, растет инфляция и вообще экономика чувствует себя нехорошо. Но опять-таки, при нынешних ценах свыше $60 за баррель сильного потенциала падать ниже 40$ у нефтяных цен не просматривается. У нас в бюджет этого года вообще заложена цена в 40$. То есть риски, конечно, есть, но считать их совсем уж катастрофическими нельзя. Они вполне терпимы", - заключил Сергей Хестанов.

24210 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ