Вестник Кавказа

Россия восстанавливает военный баланс на Востоке

Россия восстанавливает военный баланс на Востоке
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Россия сегодня целенаправленно пересматривает свои позиции по военно-техническому сотрудничеству с разными странами, и одним из результатов этой работы стало исключение из подпункта "б" пункта 1 указа президента РФ от 22 сентября 2010 года №1154 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года" слов "зенитных ракетных систем С-300". Тем самым был снят законодательный запрет на поставки этого вида вооружений из России в Иран. Об этом сегодня рассказали "Вестнику Кавказа" военные эксперты.

Так, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко пояснил, что для разрешения транспортировки С-300 в Иран настало время. "Владимир Путин пересматривает прежние подходы, которые были приняты во времена президентства Медведева, относительно того, с кем мы дружим, а с кем нет. Иран - самостоятельная страна, один из мировых центров силы, и этот контракт на С-300 носит для нее знаковый характер. Учитывая прогресс на переговорах по ядерному досье Ирана, Путин принял суверенное решение России снять те санкции, которые были наложены нами самими. Дело в том, что система С-300 оборонительная, она не подпадает под категории оружейного эмбарго, введенного против Ирана ООН. Поэтому президент сделал выбор, исходя из стратегических интересов РФ", - сказал он.

Как заметил эксперт, за прошедшие 5 лет законтрактованные С-300 нисколько не потеряли своей актуальности. "Никакого устаревания у этой техники нет, так как она по-прежнему является одним из мировых хитов на оружейном рынке. Россия - лидер в области производства систем зенитно-ракетного оружия, ее военная техника только совершенствуется. В течение этих пяти лет шла модернизация технологической базы и характеристик С-300, так что Иран получит самое лучшее, что есть сегодня на мировом рынке", - заявил главный редактор "Национальной обороны".

Главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" и журнала "Воздушно-космическая оборона" Михаил Ходаренок, в свою очередь, сообщил, что в Иран будут поставлены не те комплексы, которые были подготовлены для него в 2010 году. "В том виде, в каком они были предназначены для поставок пять лет назад, наверное, они уже реализованы быть не могут. Конечно, техника не дожидалась все это время разрешения на транспортировку и не находилась на складах. Видимо, если эта поставка будет, то из производства вооружения и военной техники текущего года. Вполне возможно, что Иран получит какой-то другой вариант этой зенитно-ракетной системы", - предположил он.

По оценке эксперта, у России при этом не может возникнуть технических проблем, но возможны политические. "Вероятен неблагоприятный политический фон, так как уже некоторые государства Запада, в том числе США, заявили о том, что не приветствуют подобные решения. В этом плане, конечно, проблемы быть могут. Но препятствий для того, чтобы Россия выполнила эти поставки в срок и с необходимым качеством, нет. В свое время, еще в 2010 году, эта техника уже была готова к отгрузке и погружена на платформы в эшелонах, расчеты прошли переподготовку, то есть все было готово к выполнению экспортного контракта. Спустя пять лет выполнить контракт не представляет собой никакой технической сложности", - обратил внимание Михаил Ходаренок.

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев отметил, что таким образом будет возобновлено военно-техническое сотрудничество между двумя странами. "Ирану это событие дает возможность создать современную систему противовоздушной обороны; в настоящее время она достаточно слабая. Хочу заметить, что именно Россия помогала ее создавать, но с того времени прошло много лет. Те системы, которые сейчас стоят у ИРИ на вооружении, за исключением войсковой ПВО типа "Тор-М1", не являются современными. Между тем зенитно-ракетный комплекса типа С-300 ПМУ-2 - это современная система, которая может работать в условиях радиоэлектронной борьбы, имеет дальность перехвата воздушных целей порядка 300 км и ограниченные возможности по перехвату баллистических целей на высотах от 30 км", - поведал он.

"Одновременно будет решена и другая задача. Иран очень хочет, чтобы Россия модернизировала его систему ПВО. И Россия, по-видимому, в развитие темы о поставках зенитно-ракетных комплексов С-300 будет заниматься именно созданием достаточно мощной системы иранской ПВО. Что же получит Россия? Возможность перейти от военно-технического к военному сотрудничеству, что будет подразумевать, скорее всего, совместные маневры военно-морского флота, как минимум. В таком случае курс на движение через стратегический диалог к стратегическому партнерству будет продолжен и в нынешних условиях, несмотря на смягчение санкций в отношении Ирана", - добавил Евсеев.

При этом он отверг предположения о том, что С-300 в Иране как-либо негативно повлияет на безопасность на Ближнем Востоке. "Это же оборонительная система. Она не позволит нанести безнаказанный воздушный удар, но имеет ограниченные возможности в плане противоракетной обороны. Хотелось бы отметить, что ряд аравийских монархий получили от США современные системы именно противоракетной обороны. Я говорю о THAAD, которые позволяют перехватывать баллистические цели на высотах до 150 км. То есть гипотетического иранского ракетного удара по аравийским монархиям после этого ждать не стоит. Аналогично, я не вижу, как это может угрожать Израилю. В то же время С-300 будут сдерживать давление, которое Израиль оказывал все последние годы на Иран", - полагает эксперт.

"Россия лишь восстанавливает тот баланс, который нарушили США, в частности, поставив систему противоракетной обороны типа THAAD аравийским монархиям. Я говорю о балансе, поскольку аравийские монархии имеют явное превосходство в средствах авиации. Таким образом, Россия уменьшает эту диспропорцию в отношении авиации за счет поставок систем ПВО", - заключил Владимир Евсеев.

14460 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ