Появившаяся в эти выходные информация о намерениях Ирана и России заключить сделку на обмен 500 тыс баррелей иранской нефти в день на российские товары может оказаться соответствующей действительности, несмотря на опровержение, сделанное главой Миннефти ИРИ Акбаром Нематоллахи. При этом условия сделки, беспокойство в отношении которой уже несколько дней заявляют официальные представители США, по сообщению источников в правительстве, могут даже измениться с бартера на полноценную продажу. О том, как эта вероятная сделка скажется на процессе урегулирования иранской ядерной программы и политическом взаимодействии России со Штатами, "Вестнику Кавказа" рассказал директор Центра общественно-политических исследований, известный политолог Владимир Евсеев.
В первую очередь Евсеев обратил внимание на то, что условия сделки подразумевают весьма существенное увеличение экспорта иранской нефти. "500 тыс т нефти в сутки - это очень много для Ирана, приблизительно половина того объема, что страна сейчас экспортирует. При этом по некоторым оценкам ИРИ сейчас экспортирует всего 700 тыс баррелей в сутки (по другим – до 1 млн). К чему это приведет? Разумеется, к существенному росту двустороннего товарооборота, который в последнее время, по сути, снижался", - отметил эксперт, добавив, что страны добьются этого ценой ухудшения отношений с другими странами.
"Дело в том, что категорически против этой сделки выступят не только США, но и Саудовская Аравия, Израиль и некоторые другие государства. Ведь, по сути, это будет означать частичный вывод Ирана из режима санкций по нефти, а США, подписывая 24 ноября Женевское соглашение, снятия этих санкций не предполагали. И это все происходит накануне "Женевы-2", которая, видимо, теперь ни к чему хорошему не приведет. То есть чувства противоречивые от этой сделки", - поделился впечатлениями Евсеев.
Политолог подчеркнул тот факт, что вступающее с 20 января в силу соглашение подразумевает все, кроме смягчений базовых санкций против Ирана. "Напомню, базовые санкции - на нефть, банковский сектор и страхование морских перевозок грузов. А Россия, получается, работает в сфере нефтяных санкций, во всяком случае, так это понимают на Западе. Соответственно, это говорит о том, что Россия готова идти на конфликт с западными странами, в первую очередь с США", - заключил эксперт, добавив, что у России найдутся свои аргументы против западных претензий.
"Россия будет толковать это так: "Ну как же, ведь вы идете на смягчение санкций. А мы идем на расширение торговли". То есть это будет обсуждаться, каждая сторона имеет свою зацепку, чтобы обосновать правомерность таких действий. Полагаю, несмотря на позицию США, больше понимания будет со стороны Германии, которая тоже хотела бы расширить уровень двусторонней торговли, а некоторые государства могут даже негласно поддержать Россию", - выразил уверенность Владимир Евсеев, добавив, что катаклизмов в российско-американских отношениях ожидать не стоит.