На этой неделе Россия, Грузия и Южная Осетия вспоминают трагически памятную дату – с начала Пятидневной войны прошло пять лет. Представители власти всех трёх стран-участниц той, последней на сегодняшней день на Кавказе, войны уже выступили с официальными заявлениями, подытоживающими накопленный за эти пять лет опыт сосуществования и восстановления отношений.
В частности, от лица России накануне говорил премьер-министр правительства, человек, принявший решение о вводе российских войск в зону конфликта, Дмитрий Медведев. Медведев подчеркнул, что в его планы в те дни не входили захват власти в Грузии и смещение президента Михаила Саакашвили. "Мы восстановили порядок, который должен был быть, и ушли. И не стали менять политического режима, не стали пытаться продвигать каких-то своих людей, потому что мы считаем неправильным в нарушение устава ООН менять политическое устройство и приводить к власти угодных нам людей", - сказал он, добавив, что по-прежнему считает правильным признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
Со стороны Грузии выступили глава Минобороны Ираклий Аласания и спецпредставитель премьер-министра по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе. Аласания заявил, что сейчас Грузия ищет налаживания отношений с Россией в том числе и ради того, чтобы восстановить связи с потерянными республиками, при этом отметил, что у страны нет иллюзий относительно того, что что-либо изменится в ближайшие десять лет.
Абашидзе, в свою очередь, признал, что Грузия вела себя неправильно. "Моя позиция такова, что в 2008 году мы стали жертвами агрессии, к сожалению и к нашему ужасу, с нашей стороны тоже были сделаны неправильные шаги и были допущены драматические ошибки", - передавал накануне его слова "Вестник Кавказа".
Президент Южной Осетии Леонид Тибилов в интервью газете "Культура" рассказал, что только благодаря помощи России, ставшей гарантом независимости республики, в стране начался долгожданный период мирной жизни, процесс послевоенного восстановления.
Две противоположные точки зрения на Пятидневную войну высказали "Вестнику Кавказа" философ Заза Шатиришвили и бывший начальник государственной канцелярии, писатель и политолог Петре Мамрадзе.
Шатиришвили в первую очередь пояснил, что вступление России в тот конфликт и последующее признание независимости Абхазии и Южной Осетии являлись для РФ реваншем за события на Балканах, в частности, Косово, а Саакашвили поддался на провокацию. Между тем, по его словам, всё куда сложнее, так как "русско-грузинская война длится уже 400 лет", в связи с чем "войну 2008 года можно характеризовать как столкновение цивилизаций".
Мамрадзе, напротив, заявил, что национальные интересы России и Грузии всегда совпадали, более того, США всегда настаивали на том, чтобы Саакашвили нашёл общий язык с РФ. "У Запада твёрдая установка - государство, которое идёт на конфронтацию с Россией, не может быть партнером Запада", - отметил эксперт. При этом спусковым крючком для войны послужил не "объективные противоречия между Россией и Грузией", а "авантюризм и безумные действия Саакашвили", заявил Мамрадзе.