Вестник Кавказа

На Гайдаровском форуме обсуждают будущее российской экономики

На Гайдаровском форуме обсуждают будущее российской экономики
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня стартовал Гайдаровский форум-2015 "Россия и мир: новый вектор". Он пройдет в РАНХиГС с 14 по 16 января и будет посвящен вопросам современного экономического развития России.

В ходе панельной дискуссии "Здоровое будущее экономики", модератором которой выступил бывший министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер Ольга Голодец, министр экономического развития Алексей Улюкаев, министр финансов Антон Силуанов, председатель правления ОАО "Сбербанка России" Герман Греф, CEO Danone Эммануаль Фабер и профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф обсуждали следующие вопросы: "Человек для экономики или экономика для человека?", "Эффективная структура бюджетных расходов", "Человеческий капитал: расходы или инвестиции?" и "Здоровое население: расходы или доходы?".

Председатель правления Сбербанка России Герман Греф объяснил протекающий сейчас в России экономический кризис сразу несколькими причинами.

Одна из них, по словам экономиста, - "замедление экономики, к которому мы шли последние полтора-два года". Здесь ситуация может быть исправлена. "Это ключевой пункт, который поддается воздействию со стороны правительства, и можно обсуждать действия, которые следует предпринять", - считает Греф.

Кроме того, неблагоприятное воздействие оказывает сложившаяся геополитическая ситуация, в частности, кризис на Украине и антироссийские санкции, - указал председатель правления Сбербанка.

Греф призвал не паниковать, поскольку вслед за стремительным падением нефти должен последовать ее рост. "Сейчас мы наблюдаем шоковое падение цен, примерно на $60 за баррель. Мы видим ситуацию, которая складывается со средним уровнем себестоимости добычи нефти, который сейчас в России составляет $45. Чем глубже упадет цена на нефть, тем быстрее она отскочит. Держать такую добычу нефти при цене $25-35 за баррель долго невозможно", - считает он.

При этом экономист дал весьма позитивные прогнозы по ценам на нефть: по его оценке, "на уровне в $60-70 за баррель нефть может оставаться в течение нескольких лет".

В любом случае, из-за падения цен на нефть Россия лишается 4 трлн рублей, сообщил Греф. Существует несколько вариантов поведения в этой ситуации. "Можно скорректировать расходы с учетом снизившихся доходов. Можно оставить их неизменными, профинансировав недостающее из фондов, при этом можно потратить все фонды за 1,5-2 года. Можно поднять налоги, однако Владимир Путин сделал заявление о сохранении налогов на три года. Можно использовать эмиссию Центробанка", - рассказал он.

Председатель правления Сбербанка призвал приступать к активным действиям по спасению российской экономики, поскольку страна едва ли сможет повысить цены на нефть. "На цены на нефть мы едва ли можем повлиять, и я бы не рассчитывал сидеть и ждать отскока цен обратно, когда все опять будет хорошо. Так хорошо, как было, точно не будет. Нам все равно нужно заниматься внутренними проблемами", - подчеркнул он.

"Структурное замедление экономики началось раньше, и низкие темпы роста в этом году наблюдались бы независимо от экзогенных факторов", - пояснил Греф.

Экономист наметил основной фронт работ для российского правительства. "У нас есть проблема плохого инвестиционного климата, и здесь нам нужен прорыв. Ключевая реформа - реформа госуправления и госуслуг. Также нужно решить проблемы, в первую очередь в судебной и правоохранительной системах, без этого инвестиционный климат не улучшить", - считает он.

Процесс реформирования должен будет, по мнению Грефа, затронуть все основные элементы экономики. "У нас нет альтернатив следующим шагам. Нужно сохранить уровень текущих бюджетных расходов, и здесь один Минфин и Минэкономики ничего не решат. Необходим также радикальный поворот в экономической политике, который приведет к сдвигу парадигмы, резко возрождая доверие бизнеса к власти. Без этого невозможно", - обратил он особое внимание.

"Затем нужна реформа госвласти всех уровней управления, внедрение перформанс-менеджмента, проектного управления, процессного управления, управления человеческими ресурсами и целого ряда вещей, которых в нашей практике нет. Современные методы управления у нас не реализованы даже на 5%: мы не можем называться страной со сколь-нибудь эффективной системой управления", - высказал свое мнение председатель правления Сбербанка.

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев в своем выступлении сделал особый акцент на том, что меры, принимаемые сейчас правительством, должны быть направлены на решение именно внутренних проблем российской экономики.

"Наши меры должны быть неэластичными относительно внешних факторов и ориентироваться на глубинные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в российской экономике. Мы находимся в новой экономической реальности, и ситуация никогда не будет прежней, она будет гораздо более сложной, труднопредсказуемой. Наши меры должны быть адекватны и нефти в $130, и нефти в $30", - подчеркнул он.

Главное внимание при разрешении текущего кризиса, убежден Улюкаев, должно былть уделено не поддержке государственного бюджета, который после печального опыта 2008-2009 годов снабжен защитными механизмами, а заботе о населении и бизнесе. "Есть большое различие между 2008-2009 годами и тем, что происходит сейчас. Бюджетные проблемы сейчас гораздо менее остры, бюджет более защищен, не только резервами, но и устройством монетарного механизма: режим плавающего курса позволяет выравнивать соотношение. Для бюджета неважно, сколько стоит нефть в долларах, важно, сколько она стоит в рублях. В этом смысле бюджет и гособязательства имеют прочную конструкцию", - рассказал политик.

"А вот бюджеты домашних хозяйств и бизнеса защищены куда хуже. Нужно уйти от статистской позиции, когда считают, что важно только государство и его обязательства, а остальное - нет. Сейчас необходимо ориентироваться на жизнь бизнеса и домашних хозяйств", - подчеркнул Улюкаев.

"Наши меры должны снизить шоки населения и бизнеса, позволить им пройти через это трудное время и поискать, можем ли мы сделать что-то конструктивное, созидательное. Мы можем, поддержав наиболее гибкие структуры, получить серьезный выигрыш. Я имею в виду малый и средний бизнес, которые готовы принимать сигналы уже сейчас. Немного ему помочь - снизить регулятивную нагрузку, отказаться от системы проверок и контроля для малого бизнеса и от налоговой нагрузки практически полностью - через патентную систему с минимальной ценой патента, например. Это реальная диверсификация экономики и снятие проблем с населения", - сообщил министр.

"Вторая возможность - экспорт, продвижение в области несырьевого экспорта", - добавил Алексей Улюкаев.

Министр финансов страны Антон Силуанов заявил о необходимости избавиться от зависимости России от цен на энергоносители.

"Ситуация могла бы быть и лучше, если бы мы к ней подготовились. Нужно было ориентироваться на более скромные, реальные доходы, которые получают бюджет и население. В Норвегии бюджет балансируется при $40 за баррель, в Венесуэле - при $130, в России - более $100 за баррель. Какова ситуация в этих странах сейчас? Норвегия изменений не почувствовала. Сейчас момент истины. Снижение цен на нефть уменьшило поступления в бюджет на $180 млрд, санкции - от $40 до $60 млрд. Мы заложники того, что раньше проводили мягкую бюджетную политику. Получилось что мы зависим от конъюнктуры цен на энергоносители. Сейчас мы уходим от нефтегазовой зависимости, слезаем с так называемой иглы", - пояснил министр.

Россия может улучшить положение в экономике и за счет инвестиций, полагает Силуанов.

"Инвестиции в Россию сейчас были бы привлекательны, если бы ставки не были такими высокими. Нужно как можно быстрее решить вопрос с инфляцией. Тогда снизятся ставки, возобновится кредитование и найдется инвестиционный ресурс в поддержку экономики", - уверен он.

Прокомментировал министр и показатели бюджета-2014. "Без капитализации банков в 1 трлн рублей мы бы исполнили бюджет с профицитом в 0,9% ВВП. С капитализацией получился дефицит в 0,5%. За прошлый год мы пополнили резервы на 370 млрд рублей. При цене на нефть в $50 за баррель потери дохода бюджета составили около 3 трлн рублей", - рассказал он.

Сейчас необходима прежде всего экономия, считает Силуанов. "Есть проблемы с источниками финансирования дефицита бюджета. Нужно подстроить наши возможности. Нельзя тратить столько, сколько было при росте экономики и дорогой нефти. Траты государства нужно корректировать, и не замечать этого нельзя, а то у нас начнется инфляционная спираль: проели фонды, заняли у Центробанка, дальше - инфляционный штопор", - предостерег он.

По словам Силуанова, речь идет о сокращении и об оптимизации расходов, и это необходимо сделать в самое ближайшее время, таким образом, чтобы не пострадали приоритетные области, например, социальное обеспечение. "Задача-минимум - на 2015 год: обеспечить исполнение обязательств бюджета. Хотя сейчас мы провели ограничение расходов, мы предлагаем сокращение всех расходов на 10%, кроме оборонной промышленности. Это приведет к сокращению расходов на 1 трлн рублей. Но и этого недостаточно. При сокращении доходов на 3 трлн нужен больший ресурс для оптимизации, чтобы не использовать резервные фонды. Иначе можно потратить все резервы за полтора года, а потом надеяться на авось, мол, может, и нефть отрастет. Но такого не бывает. Нужно сейчас определить приоритетные расходы, которые мы должны осуществлять - соцрасходы, пенсии и так далее. Но нужно и отказаться от расходов, которые мы не можем унести", - подчеркнул министр.

При этом, считает Силуанов, имеет смысл использовать гибкий подход к проблеме. "Сейчас у нас бюджет подразумевает рост расходов на 11%. Не надо уменьшать расходы, можно увеличить их, но не больше чем на 5%. Для этого нужно переносить часть расходов на более поздние сроки", - пояснил он.


В дальнейшем, по словам министра, потребуются более серьзные и масштабные изменения. "Задача-максимум - 2016-2018 годы. В это время нужно провести структурные реформы в пенсионной, оборонной, социальной сфере, то есть сделать все, что поможет структурным изменениям в бюджете, чтобы пройти следующий период", - рассказал он.

Вице-премьер Ольга Голодец призвала принять в качестве основной цели установку на рост экономики и эффективное использование средств, в том числе, и за счет бюджетного баланса. "Самое главное в экономической политике - постановка задач. Действительно ли нам нужен сбалансированный бюджет или же приоритетен рост экономики? Чтобы оценить эффективность расходов, нужно приложить серьезные усилия. В 2012-2013 году консолидировано и передано в бюджет 900 млрд неэффективных расходов из социальной сферы. Результативности этих изменений никто не почувствовал. Те расходы, что мы сократили, не нашли более эффективного приложения. Мы не увидели того роста, которого можно было бы ожидать от вложения почти 1 трлн рублей. Экономика должна быть готова к эффективным расходам. Это вызов - эффективность использования каждого рубля, так же, как и оборачиваемость средств - асболютный приоритет", - подчеркнула она.

При этом, по словам Голодец, расходы на социальную сферу также оказываются средством эффективного стимулирования экономического роста и, таким образом, будут в числе приоритетов правительства. "В социальной сфере мы ставим две задачи. Первая - сохранение покупательной способности и уровня жизни по отдельным категориям населения. Без этого нам не обойтись, и то население, которое ближе всего к действительности - пенсионеры, которых будут балансировать в сторону падения реальных доходов, семьи с детьми - продуцируют самое эффективное потребление с точки зрения российской экономики: отечественные товары и внутренний туризм. Средства, которые мы направим на их поддержку, - одни из самых эффективных мер по развитию экономической ситуации", - рассказала она.

Не менее важно, считает вице-премьер, предотвратить рост безработицы. "Вторая задача в социальной сфере - изменение структуры занятости в нашей структуре экономики. В течение короткого периода, меньше, чем за год, нужно создать институты безболезненного перетока работников из сокращаемых отраслей в новые отрасли экономики", - указала политик.

В целом она настроена, скорее, оптимистично. "Конечно, у нас здесь есть ограничения, в частности, запретительная ставка по кредиту, но я надеюсь, что нашим экономистам удастся решить эту проблему, ведь она управляемая, и перейти к реальной ставке, которая автоматически решит проблему экономического роста. Вступление в силу большой программы по поддержке драйверов нашей экономики дает экономике внятные шансы для того, чтобы перестроить себя и выйти на совершенно новую структуру", - уверена Ольга Голодец.

11045 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ