Вестник Кавказа

Матвей Катков на Вести.FM: в Российской империи подданство скреплялось присягой

Обязательное принесение присяги для получения гражданства выглядит логично с исторической точки зрения. Об этом заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Матвей Катков.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшний выпуск посвящен изменениям в закон "О гражданстве Российской Федерации" и, в частности, введению в России присяги, которую должны принести желающие получить гражданство РФ.

Эксперт пояснил, что подобная практика существовала, в частности, в Российской империи, уточнив, что в монархических государствах речь идет не о гражданстве, а о подданстве, однако в обоих случаях человек становится новым членом государства, попадает под его протекцию и интегрируется в правовую систему, так что эти понятия очень похожи. "Различие между ними только в том, что понятие "подданство" напрямую завязано на фигуре императора, на его персоне, это идет еще из Средних веков. Но при этом в Российской империи государь и государство - понятие тождественные, поэтому то, что мы говорим про гражданство применительно к нашей нынешней ситуации, можно в некоторой степени экстраполировать на отношения подданства в XVIII-XIX столетиях", - поведал Матвей Катков.

По его словам, при получении подданства человек должен был принести присягу, которая, правда, не всегда совпадала с присягой в нашем современном, светском понимании. "Иногда это могло носить форму, в зависимости от сословной принадлежности, от конфессиональной принадлежности человека, крестоцеловальной клятвы, крестоцеловальной записи или, например, религиозного обета, как это, например, бывало, когда подданными российского императора становились, скажем, буряты-буддисты, как, например, Агван Доржиев, основатель дацана в Санкт-Петербурге, Петр Бадмаев", - привел пример эксперт.

Таким образом, пояснил Матвей Катков, формы таких "присяг" были весьма разнообразны. "Тем не менее, обещание в той или иной форме соблюдать законы государства, служить императору всегда в Российской империи давалось человеком, который становится подданным", - подчеркнул он.

"И это старались соблюдать неукоснительно даже в военное время. Например, такой яркий пример: в годы Семилетней войны 1756-1763 годов, после занятия российскими войсками Кенигсберга, нынешнего Калининграда, граждане Восточной Пруссии были приведены к присяге и, действительно, присягнули на верность российскому императору, в частности, императрице Елизавете Петровне. В частности, Иммануил Кант точно так же принес эту присягу. И пока Петр III ситуацию не изменил, это присяга существовала. Форма ее, правда, была не индивидуальной, она была коллективная, это характерно для военного времени, в которое это все делалось. Тем не менее, такое обещание имело место, и для многих граждан Восточной Пруссии уже после того, как ситуация изменилась, такая присяга оставалась актуальной", - рассказал эксперт.

Он признал, что полностью сопоставлять Российскую империю и нынешнюю ситуацию некорректно, поскольку тогда общество было сословным, роль рыночных экономик была гораздо ниже, и случаи принятия подданства были гораздо более редкими, так что в этом смысле рассматриваемая проблема - достаточно новая.

"Но исторический опыт решал это таким вот образом. То есть, в той или иной форме, если человек хочет войти в новое для него государство, он должен поклясться, обещать соблюдать законы страны", - резюмировал Матвей Катков.

12895 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ