Минский меморандум, который был сформулирован, в том числе, президентом России Дмитрием Медведевым в 2011 году, был и остается единственным мирным и легитимным алгоритмом для достижения мира на Южном Кавказе – заявил сегодня в эксклюзивном интервью корреспонденту "Вестника Кавказа" член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Максим Шевченко.
Эксперт напомнил, что этот документ содержит три пункта. "Первый – вывод армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха. После вывода – возвращение беженцев, их потомков, всех изгнанных с территории Нагорного Карабаха людей – это, конечно, прежде всего, имеются в виду азербайджанцы. Но я подчеркну, что это должно быть симметрично, и армяне должны получить такую же возможность вернуться на территорию Азербайджана – в Баку, в Сумгаит, в другие места, где они проживали столетиями, для которых эти города являются родиной. Так же, как и азербайджанцы, они должны иметь возможность вернуться. Это, конечно, самый сложный момент, но частично он может быть осуществлен при сильном внешнем контроле и создании мониторинговых групп. Третье – это проведение референдума о будущем Нагорного Карабаха. Будет ли Нагорный Карабах самостоятельным государством, будет ли он автономной областью в составе Азербайджана или будет еще иной статус иметь. Это, мне кажется, возможно только после соблюдения всех этих трех шагов", - сказал он.
Шевченко посетовал, что "меморандум был сорван под разными предлогами". "Но он был и остается единственным мирным и легитимным алгоритмом для достижения мира на Южном Кавказе. Я еще раз подчеркну, что так называемый меморандум президента Медведева, дорожная карта президента Медведева, которая основывается на решении Минской группы, была, есть и остается единственным способом для разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Я думаю, что Минская группа должна сейчас просто подтвердить верность тем принципам, которые ранее были сформулированы: освобождение армянами оккупированной территории Азербайджана за рамками Нагорного Карабаха, возвращение беженцев и проведение референдума о будущем Нагорного Карабаха. Также МГ ОБСЕ следует передать полномочия тем странам, которые способны действовать. Такой страной, в частности, сейчас является Россия, которая, как мы видим по действиям Лаврова в Баку и Медведева в Ереване, имеет доступ к обеим сторонам конфликта", - подчеркнул эксперт.
"А американцы сейчас, безусловно, самоустранятся от этого конфликта. В преддверии выборов в США поднимать армянскую тему при очень сильном армянском лобби внутри США значит рисковать: выскажешься за армян – потеряешь свои позиции в Турции и Азербайджане, выскажешься против армян – потеряешь позиции в Калифорнии и Флориде, ключевых штатах с самой сильной армянской диаспорой, которая тогда перейдет к республиканцам от демократов. Поэтому американцы предпочтут "набрать воды в рот", помалкивать и лишь бубнить, что мир лучше войны", - считает политолог.
Кроме того, он поделился своим мнением о том, как освещают события последних дней российские СМИ. "Эта ситуация во многом разделила журналистское сообщество. Я стараюсь занимать срединную позицию и придерживаться позиции меморандума. Мне трудно обвинять моих коллег, которые принадлежат к тому или иному народу, армянскому или азербайджанскому, в том, что они занимают ту или иную позицию. Но я стараюсь так не делать. Я считаю, что политика и политические оценки не должны быть связаны с этническими или какими-то племенными предпочтениями. Надо занимать взвешенные позиции", - резюмировал Максим Шевченко.
Напомним, в ночь на 2 апреля все приграничные позиции Азербайджана подвергались интенсивному обстрелу из крупнокалиберного оружия, минометов, гранатометов и артиллерийских установок ВС Армении. Кроме того, был обстрелян ряд населенных пунктов вблизи линии соприкосновения войск, где компактно проживает гражданское население.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20% территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.