Первая неделя работы нового сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика, привёзшего в регион нагорно-карабахского конфликта призывы президента Барака Обамы к прямому диалогу между Азербайджаном и Арменией, закончилась очередным обострением ситуации, связанным с визитами на оккупированные территории в Нагорном Карабахе граждан стран Евросоюза. В частности, напомним, в пятницу в Карабахе побывал депутат Бундестага Юрген Климке, чей поступок уже осудила правящая немецкая фракция ХДС/ХСС.
В этих условиях, когда противоречия только нарастают, а не снимаются, "Вестник Кавказа" попросил экспертов из Азербайджана и Армении профессора Западного Университета Фикрета Садыхова и директора Института Кавказа Александра Искандаряна рассказать о том, кто же в современной ситуации должен сделать первый шаг к урегулированию конфликта.
Садыхов в первую очередь подчеркнул, что Азербайджан неоднократно демонстрировал готовность к конструктивному сотрудничеству, приняв все принципы соглашений и переговорных процессов в Праге и Мадриде. "Существуют ещё обновлённые "мадридские принципы". Суть их в чём? Вопрос решается в два этапа. На первом освобождаются захваченные азербайджанские территории. На втором этапе в результате переговорного процесса возвращаются беженцы в места своего проживания, и переговорный процесс по Нагорному Карабаху продолжается на основе норм и принципов международного права", - напомнил политолог о существующих дипломатических условиях для мирного урегулирования конфликта.
"Мы предлагали различные модели урегулирования это и Аландские острова в Финляндии, и модель Южного Тироля, с большими полномочиями тех этнических групп, которые проживают на той территории. Но Азербайджан постоянно сталкивается с неконструктивным подходом, отрицанием всех конструктивных предложений, идей. Армения пытается сохранить статус-кво в вопросе урегулирования Карабаха на многие годы, с чем Азербайджан согласиться никак не может и никогда не согласится", - отметил Садыхов.
Искандарян, в свою очередь, обратил внимание на то, что мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта сдвинется с мёртвой точки лишь тогда, когда обе стороны будут готовы пойти на взаимные уступки. "Понимаете, смотря что называть урегулированием. Конечно, если завтра Азербайджану предложить, что весь Карабах депортируют, и всё освободится, азербайджанцы зайдут в эти земли, он согласится. Или Армении предложат, что будет провозглашена независимость Карабаха, и карабахская независимость будет признана Азербайджаном - тоже Армения согласится. Но это не серьёзно, такого предложения ни от кого не будет. А реальное урегулирование означает уступки с обеих сторон. Это обязательно потери. К той степени потерь, которые должны быть у Азербайджана, не готов Азербайджан. К той степени потерь, которые должны быть у Армении, не готова Армения. И то же самое с Карабахом. Соответственно, в реальном режиме урегулирование на сегодняшний день не представляется вероятным", - пояснил своё видение ситуации политолог.
Садыхов при этом отметил, что начать урегулирование должна всё же Армения. "Армения хотя бы в качестве жеста доброй воли должна начать процесс вывода своих войск из оккупированных азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха. Этот процесс хотя бы должен начаться. Потом Азербайджан может чем-то ответить. Находясь на территории нашей страны, которая признаётся всем мировым сообществом, продолжая эту оккупацию, ждать от Азербайджана каких-то компромиссных шагов нереально. Думаю, что с этого должен начинаться процесс примирения, потому что Азербайджан более 20 лет продолжает находиться в формате переговоров и не отказывается от него", - выразил мнение профессор Западного Университета.
Рассуждая о вероятности закрытия в определённый момент пространства для дипломатического урегулирования, Александр Искандарян заметил, что в ближайшем будущем этого не произойдёт из-за "молодости" конфликта. "Карабахский конфликт уникален: в нём никогда не было никаких миротворцев. И та ситуация, которая сейчас, возникла в 1994 году и поддерживается до сих пор при отсутствии каких-то разделяющих сил. Поэтому есть некий баланс между сторонами, который позволяет этому конфликту держать статус-кво и продолжать переговорный процесс. В силу того, что, как я считаю, урегулирование невозможно сейчас, сохранение статус-кво и продолжение переговоров - это не хорошо и не плохо. Возможно, когда-нибудь откроются какие-то возможности урегулирования, стороны будут более готовы к уступкам, наступят какие-нибудь изменения и так далее. Поэтому это будет продолжаться - конфликт молодой. Кашмир существует с 1949 года, Кипр с 1963 года реально, палестино-израильский конфликт вообще с конца XIX века существует и так далее. Для того, чтобы конфликт урегулировать иногда нужны поколения. Это не так просто", - высказал свою позицию директор Института Кавказа.
Садыхов, между тем, сказал, что исключать исчерпание дипломатических средств нельзя. "Если кто-то думает в Армении или в других странах, что Азербайджан когда-то смирится со всем этим, то это не так. Этот вопрос будоражит все политические силы Азербайджана, общественность, все слои нашей страны - и руководящие элиты, и простых граждан. Без решения этой проблемы Азербайджан не видит своего будущего. Мы неоднократно заявляли, что пути дипломатические, мирные переговоры, потенциально ещё не исчерпаны. Мы всё-таки рассчитываем на трезвость подхода армянской стороны, на справедливые оценки и подходы высших государств, на решительные действия международных структур. Надежда пока остается, но, естественно, всё это сокращается и со временем потенциал мирного подхода, конечно, уменьшается", - резюмировал он.