Вестник Кавказа

Фикрет Садыхов и Александр Искандарян: как урегулировать нагорно-карабахский конфликт?

В то время, как новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик совершает свой первый визит в регион нагорно-карабахского конфликта, встречаясь с руководством Азербайджана, Армении, властями непризнанного Нагорного Карабаха и генсеком ОБСЕ Ламберто Занньером, в самой зоне конфликта продолжают происходить события, на которые вынуждено реагировать и мировое сообщество. В частности, сегодня посольство США в Азербайджане заявило, что американское правительство не имеет отношения к намерению официальных лиц штата Калифорния посетить Карабах. Этот случай добавился к недавнему осуждению Бундестагом своего депутата за незаконное посещение оккупированных территорий Азербайджана.

"Вестник Кавказа" попросил известных политологов из Азербайджана и Армении профессора Западного Университета Фикрета Садыхова и директора Института Кавказа Александра Искандаряна рассказать о том, каковы на сегодняшний день позиции сторон, насколько Азербайджан и Армения готовы к диалогу, предложить наиболее вероятные сценарии развития ситуации и оценить роль международных посредников. Сегодня мы публикуем третью, финальную часть их комментариев, касающуюся потенциальных вариантов разрешения нагорно-карабахского конфликта.

Рассуждения обоих политологов строились от вопроса о приемлемости в наши дни проекта "мегринской рокировки" 90-х годов, когда предполагалось обменять территории Нагорного Карабаха на Мегринский район. И Садыхов, и Искандарян, исходя из разных предпосылок, сочли этот вариант принципиально неприемлемым.

"Это абсолютно нереально. Американский политолог Пол Гобл и другие эксперты выдвигали подобные идеи. Но менять свою территорию на свою же глупо. Это не соответствует геополитическим интересам Азербайджана. Мегри участок на сегодняшний день на территории Армении. Нагорный Карабах это отдельная область Азербайджана, где всегда жили этнические азербайджанцы, начиная с доисторических времен. Там существовало Карабахское ханство, которое на армянской территории, понятно, быть не могло. Тем не менее, мы считаем армянское население Карабаха своим. Мы никогда не занимались этнической чисткой армян на территории Нагорного Карабаха. Мы всегда благожелательно к ним относились", - высказал свою позицию Садыхов, добавив, что подобный обмен не равноценен и не отвечает интересам Азербайджана.

"Нагорный Карабах это не мягкая игрушка, которую можно обменять", - начал свой ответ Искандарян. "Это не то, что ты можешь взять и отдать, забрать все эти глаголы, они относятся к Карабаху как к объекту. А Карабах не объект, это субъект. Признанный он, непризнанный юридически это другой разговор. Я политолог, а не юрист. Говоря о политической составляющей, не учитывать интересы тех людей, которые там живут, между прочим, уже более 20 лет, и имеют свои способы управления, снабжения, хозяйство, все институции, механизмы от дорог и канализаций до парламента, выборов президента и политических партий. Предполагать, что их можно взять и куда-то там отдать, это не очень серьезно. Это надо обсуждать", - заявил он.

Искандарян пояснил, что существует два типа подходов к нагорно-карабахскому конфликту. "Первый тип это подход к Карабаху, как к территории, он более распространён в Азербайджане, когда Карабах рассматривается как территория, которую Азербайджан считает частью своего государства и, фактически, говорит: "Верните мне то, что мне принадлежит". То есть это подход к Карабаху как к куску земли. В Армении он тоже есть, есть тоже отношение к Карабаху, как к территории, но, наверное, главенствующий подход - Карабах не территория, а люди. Карабах это земля, населённая людьми, и вопреки им решать их судьбу Армения не может. Несерьёзно об этом говорить. Соответственно, до тех пор, пока кому-либо в этом мире не удастся предложить им замену нынешней ситуации, а гарантией нынешней ситуации для них, для граждан Карабаха являются армия и конфигурация границ, не будет решения", - подчеркнул директор Института Кавказа.

Оба эксперта неодобрительно высказались о текущем состоянии диалога между сторонами конфликта на неформальном уровне. Так, Садыхов подчеркнул, что диалог, который идёт вот уже 20 лет, должен вестись не ради самого себя, но ради совершения реальных позитивных шагов. "На протяжении всех этих 20 лет очень часто на различных площадках встречались и журналисты, и политологи, и деятели культуры. Была даже организована поездка в Нагорный Карабах, потом в Ереван и Баку совместной делегации Армении и Азербайджана во главе с послами Азербайджана и Армении в Москве. Это всё было. Сейчас тоже есть такие встречи, но они, к сожалению, не приносят каких-то результатов. Подобные встречи должны отрезвлять власть, которая ведет себя крайне неконструктивно в Ереване. Просто встречаться, просто разговаривать можно сколько угодно. Говорить о продолжении подобного диалога просто не имеет никакого смысла", - отметил профессор Западного Университета.

Искандарян, в свою очередь, обратил внимание на то, что сам по себе диалог затруднён. "Плохо с этим делом. Встречи иногда происходят, но тут существует проблема они могут проходить только за пределами региона. То есть в Тбилиси, в Европе, где-то далеко. К сожалению, по некоторым причинам армянские специалисты, аналитики, политологи, представители гражданского общества в Азербайджан ездить практически не могут. Я лично в последний раз в Азербайджане был в 2000 году и с тех пор в Азербайджане не был, и это не по причине моей личности, дело тут не в этом, а просто в том, что я армянин и гражданин Армении. А когда такого рода встречи должны происходить где-то за пределами региона, это просто сложнее финансово, организационно, как угодно", - рассказал политолог.

Эксперт предложил для выхода из ситуации "открывать, а не закрывать" Нагорный Карабах. "Нужно пытаться с ними работать, нужно пытаться с этими людьми разговаривать. В конце концов, если азербайджанская сторона считает эту территорию своей, то почему гражданин Азербайджана не может туда поехать? В силу этого гражданским обществам тоже не очень легко работать друг с другом, не очень легко пытаться продвигать новые идеи. Это делается. Это делаю лично я, в том числе. У меня есть азербайджанские коллеги, с которыми я регулярно встречаюсь, мы работаем вместе, но в общем это всё не легко", - резюмировал Александр Искандарян.

В завершение Фикрет Садыхов ещё раз констатировал официальную позицию Азербайджана. "Азербайджан никогда не предъявлял никаких территориальных претензий Армении и не имеет никаких на сегодняшний день претензий к её территории. Когда речь иногда заходит о применении военной силы со стороны Азербайджана, все почему-то думают, что кто-то собирается организовывать атаки на Ереван. Нам не нужны чужие территории, речь идёт об освобождении своих. Как показывает практика последних лет, мы идём к этому целенаправленно. Мы сторонники мирного урегулирования этого вопроса, но этот процесс не может быть вечен", - предупредил "Вестник Кавказа" эксперт.

9100 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ