Вестник Кавказа

Азербайджану небезразлична судьба граждан Ирана - эксперты

Комментируя итоги состоявшегося на этой неделе в Вене раунда переговоров между Ираном и "шестеркой переговорщиков" по закрытию иранского ядерного досье, профессор Западного университета Фикрет Садыхов и депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков предложили азербайджанский взгляд на происходящие вокруг Исламской республики политические процессы и их влияние на безопасность на Южном Кавказе. В первую очередь оба эксперта подчеркнули, что Азербайджана изначально был за мирное разрешение конфликта Ирана с Западом. "Это объясняется и геополитическим фактором, и гуманитарным, и экологическим. В Иране проживает огромное число наших соотечественников, и понятно, что нам небезразлична судьба граждан ИРИ, но и без этого, несмотря на определенные трения, с этой страной у нас достаточно добрососедские отношения", - заметил Фикрет Садыхов.

Что же касается последних достижений на переговорах по иранской ядерной программе, то здесь политологи разошлись в том, что на сегодня является движущей силой. Так, Расим Мусабеков выразил мнение, что в первую очередь мировое сообщество в этом обязано санкциям против Ирана. "Несмотря на все заявления Исламской республики, что санкции не мешают стране развиваться, они оказались все же очень действенными. Этого следовало ожидать. Гораздо более могущественный Советский союз, чья экономика подкреплялась Варшавским пактом и СЭВ, а также продвинутой техникой и технологией, в результате того, что его изматывали санкциями и различного рода ограничениями, в конечном итоге рухнул. Поэтому более слабый Иран должен был почувствовать тяжесть всех этих санкций в существенно более короткий промежуток времени, что мы и наблюдали: огромная инфляция, дефицит бюджета, замороженные средства, растущее недовольство населения, безработица", - напомнил Мусабеков.

"Когда все это, как снежный ком, стало нарастать, я думаю, в иранском истеблишменте решили попытаться, если не полностью, то хотя бы на время договориться с Западом. Рухани представляет собой как раз фигуру переговорщика. При этом, замечу, ИРИ не отказывается от амбиций стать хотя бы региональным серьезным игроком, и вряд ли полностью свернет свою ядерную программу. Но в том, чтобы ограничить ее, сделать более-менее предсказуемым поведение Ирана в этой чувствительной области, заинтересованы все, и не только Запад, но и Россия. От достижения компромисса выигрывают все, потому что война или, скажем, ужесточение санкций против Ирана ничего хорошего странам, которые с ним соседствуют, не обещают", - обратил внимание депутат Милли Меджлиса.

Фикрет Садыхов, напротив, считает, что компромисс стал возможным из-за ослабления позиций США на Востоке. "Так, Штаты завязли в Афганистане, не решается проблема с Сирией, очень сложная ситуация сложилась в целом на Ближнем Востоке. Запад был вынужден пойти на переговоры с Ираном, потому что Иран - серьезная региональная сила, которая влияла и продолжает на все эти процессы. Тем не менее, говорить о том, что вопрос решен и в ирано-американских отношениях поставлена точка, я бы не стал. Я думаю, в этом вопросе спешить не стоит, не случайно там установлены лимиты в шесть месяцев, после чего на Западе будет принято окончательное решение по поводу окончательного снятия санкций, установления дипломатических отношений и оживления торгово-экономических связей", - рассказал профессор Западного университета.

Что же касается предложений о том, что Иран сможет участвовать в создании внеблоковой системы безопасности на Южном Кавказе, куда также подключатся России и Турция, то до выхода страны из международной изоляции, заявили эксперты, говорить об этом рано. "Я с трудом себе представляю, роль Ирана в этой конструкции в условиях санкций, - заметил Расим Мусабеков. - Но такого рода инициативы уже были ранее с возможностью подписания пакта о безопасности и стабильности на Южном Кавказе по аналогии того, что в свое время принималось по Балканам. Тут возможны разные формулы, например, "3+3", то есть три государства Южного Кавказа, к которым подключаются Турция, Иран и Россия, или "+2" - с добавлением внешних игроков, которые так или иначе погружены в проблемы региона, то есть ЕС и США. Если для поиска баланса интересов крупных игроков и урегулирования имеющихся на Южном Кавказе конфликтов нужно закрепить внеблоковый характер объединения, то почему бы и нет".

8520 просмотров

Видео

Все видео


реклама