Вестник Кавказа

Азербайджан исключил признание результатов референдума 1991 года в Нагорном Карабахе

Азербайджан исключает признание результатов незаконного референдума 1991 года в Нагорном Карабахе, заявил заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов, комментируя заявление президента Армении Сержа Саргсяна, сделанное им в интервью радиостанции "Эхо Москвы".

"Азербайджан является сторонником мирного урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и восстановления признанной на международном уровне государственной границы Азербайджанской Республики мирным путем, без доведения ситуации до военных действий. Для этого требуется вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана - а это на сегодняшний день Нагорно-Карабахский регион и семь прилегающих районов, составляющие в совокупности 20 процентов территории нашего государства", - заявил представитель азербайджанской администрации в интервью агентству Тренд.

Говоря о путях решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, Саргсян сказал, что "единственный способ урегулирования конфликта - это мирный способ, и единственный путь - это проведение референдума в Нагорном Карабахе или же признание результатов того референдума, который был проведен в 1991 году в полном соответствии с законодательством Советского Союза и международным правом".

По словам Эльнура Асланова, признание результатов незаконного и самовольно проведенного 10 декабря 1991 года так называемого "референдума" в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана невозможно, так как он, согласно экспертному заключению юристов, был проведен в нарушение законодательства СССР, не имел под собой правовой базы, не говоря уже о каком-то "соответствии" международному праву.

"Проведение нового голосования также не должно противоречить законодательству, иначе оно будет бессмысленным и аналогичным образом признано как не имеющее правовых последствий. Кроме того, проведение нового голосования невозможно в условиях продолжающейся оккупации суверенной территории Азербайджана и пребывания трети населения Нагорно-Карабахского региона в изгнании. Референдумы так не проводят, тем более на территории государств-членов Совета Европы и ОБСЕ. При устранении этих серьезных помех возможно проведение голосования, однако не противоречащего Конституции Азербайджана", - отметил завотделом Администрации Президента Азербайджана.

По его словам, Азербайджан признает территориальную целостность Армении и ее государственные границы и ждет в этом вопросе от нее аналогичного подхода, но, увы, не видит этого. "Территориальная целостность не склоняется и не имеет различных форм, в то время как самоопределение народов бывает разных видов - как внутренняя, так и внешняя, в зависимости от контекста. Если Мадридские предложения Минской группы ОБСЕ предполагают совмещение этих двух принципов, то это, по логике вещей, означает выбор такой формы самоопределения, которая не ведет к нарушению территориальной целостности суверенного государства. Единственной формой совмещения этих двух принципов является самоопределение в рамках территориальной целостности, согласно статье VIII Хельсинкского Заключительного Акта 1975 года, заложенного в основу мирного процесса. То есть, это - внутреннее самоопределение. Самоопределение, ведущее к выводу Нагорно-Карабахского региона из состава Азербайджана, нарушает территориальную целостность и, следовательно, противоречит в первую очередь логике Мадридских принципов. Поэтому позиция Азербайджана, принявшего подобную схему, является в полной мере компромиссной - тут вам и территориальная целостность, дающая возможность самоопределения в ее рамках, и самоопределение, не нарушающее территориальную целостность", - сказал Эльнур Асланов.

В свою очередь, Армения занимает максималистскую позицию, требуя для оккупированного ею Нагорного Карабаха такой формы самоопределения, которая, фактически, перечеркивает другой принцип, отметил он. "Именно это является причиной того, что нынешнюю позицию Армении в переговорном процессе называют неконструктивной. Эта позиция не строит компромисс, а разрушает его, то есть она ведет к деструкции, а не конструкции. Отсюда и определение "неконструктивная позиция Армении", - сказал завотделом администрации президента Азербайджана.
18570 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ