Вестник Кавказа

Что выиграл Китай по итогам Карабахской войны

Eurasianet
Что выиграл Китай по итогам Карабахской войны

Война в далеком от Пекина регионе может сыграть важную роль в развитии китайской инициативы "Один пояс, один путь", пишет исследователь из Арктического института Нима Хоррами в материале How China gains from Armenia-Azerbaijan war для Eurasianet. В соответствии с заключенным при посредничестве России перемирием, положившим конец боевым действиям между Арменией и Азербайджаном в прошлом месяце, Азербайджан получает право использовать дорогу, проходящую через территорию Армении, для доступа в Нахчыван.

Нахчыван граничит с Турцией, следовательно, этот коридор поможет дальнейшему развитию торговли между близкими партнерами Турцией и Азербайджаном, одновременно снижая роль Ирана в регионе. В конечном счете Китай и его амбициозная инициатива "Один пояс, один путь" могут выиграть от итогов войны в зоне-нагорно-карабахеского конфликта. Большую часть десятилетия правительство Китая прокладывало транспортные маршруты в Европу в обход России. Один из таких сухопутных маршрутов связывает Китай и Казахстан через Каспийское море c Азербайджаном, Грузией, Турцией, и наконец с Европой.

Коридор между Азербайджаном и Нахчываном предоставит Пекину второй южнокавказский маршрут в Европу: через Грузию, южную Армению и Нахчыван. По условиям соглашения, российский миротворческий контингент из почти 2000 военнослужащих развертывается в Нагорном Карабахе. Кроме того, российскими пограничниками будет гарантироваться безопасность транспортного сообщения через Армению. С точки зрения Пекина, это будет дополнительной защитой для их грузов.

Китай никогда не пытался оспорить роль России в сфере обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Чем усложнять все обсуждением военных вопросов с Москвой, для Пекина было бы удобнее увидеть в Южном Кавказе подобие Центральной Азии: региона, имеющего традиционные связи с Россией, но широко открытого для китайского бизнеса. Кроме того, поскольку Китай сосредоточен на торговле и инвестициях, никто не ожидает вмешательства Народно-освободительной армии, если возникнут проблемы.

Азербайджан стремится закрепиться в качестве ключевого узла инициативы "Один пояс, один путь". Баку также рассматривает себя в качестве центра трансъевразийского телекоммуникационного коридора, который соединит точки обмена интернет-трафиком, дополняя другой китайский проект "Цифровой шелковый путь" с маршрутом, проходящим из Мумбаи во Франкфурт через Азербайджан. С этой целью в 2019 году AzerTelecom и China Telecom подписали меморандум о сотрудничестве.

Но для Ирана предлагаемый Нахчыванский коридор - плохая новость. До сих пор грузы из Баку в Нахичеванскую автономию должны были пересекать северный Иран. По условиям действующего соглашения Тегеран потеряет транзитные сборы. Все это заставит Иран еще больше стремиться к подписанию стратегического пакта с Китаем, переговоры по которому ведутся в течение последних пяти лет. Утверждается, что по условиям соглашения, рассчитанного на 25 лет, Китай вложит $400 млрд в иранскую энергетику, инфраструктуру и телекоммуникации. После очередного раунда обсуждений, проведенных в Пекине в начале октября, бывшему спикеру иранского парламента, доверенному лицу верховного лидера Али Лариджани было поручено добиться заключения этого соглашения.

Таким образом, Китай может стать одним из основных бенефициаров соглашения о прекращении огня, получая новый маршрут для инициативы "Один пояс, один путь" плюс рычаги воздействия на Иран во время важных переговоров.

29380 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ