Вестник Кавказа

Конфликт в Карабахе: гуманитарное перемирие и новая реальность

Гюльшен Пашаева, член правления Центра анализа международных отношений

В ночь на 17 октября ВС Армении провели ракетный обстрел жилых кварталов в центральной части Гянджи, второго по величине города Азербайджана, расположенного вне прифронтовой зоны. Жертвами ударов стали 13 человек - три ребенка, четыре женщины и шесть мужчин. Ранения получили 48 мирных жителей, среди них пятеро детей и 20 женщин.

Заключенное 10 октября при посредничестве России гуманитарное перемирие между Арменией и Азербайджаном подвело первый промежуточный итог контрнаступательной операции азербайджанской армии, главным результатом которой стал коренное изменение сложившегося в мае 1994 года статус-кво. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что вопрос статус-кво исчерпан, так как нет ни прежнего статус-кво, ни старой линии соприкосновения войск[1].

Но развитие событий показывало, что Армения не собирается придерживаться положений гуманитарного перемирия. Буквально через сутки после заключения перемирия, 11 октября, Гянджа, второй по величине город Азербайджана, расположенного вне прифронтовой зоны, подвергся ракетному удару с территории Армении с использованием оперативно-тактического ракетного комплекса "Эльбрус", в результате чего погибло 10, ранено 35 человек, нанесен ущерб 10 многоквартирным домам и 100 различным гражданским объектам[2]. 17 октября Гянджа подверглась повторному ракетному удару, нанесенному с территории Армении, в результате которого по предварительным данным погибло 13 человек, более 45 получили ранения, многочисленным объектам гражданской инфраструктуры и транспортным средствам был нанесен значительный ущерб[3].

Как подчеркнул главный редактор российского журнала "Национальная оборона", Игорь Коротченко, такие удары являются тягчайшим военным преступлением, нарушением международного гуманитарного права, Женевских Конвенций 1949 года, и самое главное –попыткой торпедировать итоги перемирия. По его мнению, для нанесения такого разрушительного ракетного удара должна была потребоваться санкция высшего военно-политического руководства Армении[4]. В этой связи стоит отметить, что азербайджанская армия в рамках контрнаступательной операции придерживается международных стандартов ведения войны и ведет огонь только по военным целям и никогда не рассматривает в качестве мишени мирное население и гражданские объекты[5].

Вооруженные силы Армении, потеряв инициативу на поле боя, продолжают обстреливать азербайджанские населенные пункты Тертера, Агдама, Геранбоя, Барды, Агджабеди других прифронтовых районов, в том числе с целью создания паники среди мирных граждан. Промышленный город Мингячаур, где расположено водохранилище и крупная электростанция, также подвергался ракетным ударам, однако ракеты нацеленные на этот город были уничтожены в воздухе силами противовоздушной обороны Азербайджана.

Согласно данным Генпрокуратуры Азербайджана с 27 сентября по 17 октября (на 12:00) в ходе интенсивных обстрелов со стороны вооруженных сил Армении в Азербайджане погибли 60 мирных жителей и получили ранения 270 человек. Количество пришедших в непригодное состояние гражданских объектов составляет 327, многоквартирных жилых зданий — 90, жилых домов — 1 704[6].

Одновременно армянская сторона вбрасывает в информационное пространство ряд заведомо ложных тезисов для того, чтобы ввести в заблуждение мировую общественность и исказить суть действий азербайджанской стороны.

Один из таких тезисов касается вопроса излишней политизации нынешней эскалации конфликта. В полном соответствии с этим подходом, с первых же часов эскалации в Армении происходящее в регионе стали преподносить как геополитический конфликт, в котором Турция противостоит одновременно России, Европе, региону Ближнего Востока. Проводя неоднозначные параллели с событиями многовековой давности и пытаясь заручиться поддержкой других стран, премьер-министр Армении заявил, что армяне Южного Кавказа являются последним препятствием для мифической турецкой экспансии на север и на восток, обвиняет Турцию в проведении имперской политики в Средиземноморском регионе в отношении Греции и Кипра, а на Ближнем Востоке против Ирака и Сирии[7]. Расчет на "геополитизацию" также строился на несостоятельной идее вовлечения в конфликт стран-участников ОДКБ, однако, это было отвергнуто президентом России Владимиром Путиным, который однозначно заявил, что боевые действия ведутся не на территории Армении[8].

Азербайджан проявляет себя на международной арене как надежный партнер и самодостаточное государство, ведущее независимую внешнюю политику, и в этой связи достаточно напомнить о тщетности усилий вовлечь Баку в различные коалиции, направленные против его соседей, в частности Ирана[9]. Подписание при посредничестве России гуманитарное перемирие стало еще одним подтверждением независимой роли Азербайджана в принятии решений по урегулированию конфликта и того очевидного факта, что конфликт носит исключительно двухсторонний характер.

Турция является одним из членов Минской группы (МГ) ОБСЕ, и в этом качестве она была активна в процессе посредничества еще в начале 1990-х. Сегодня Анкара безоговорочно поддерживает борьбу Азербайджана, в том числе, в вопросе донесения правды о конфликте. Как отметил Ильхам Алиев, Турция в регионе играет стабилизирующую роль, и, именно, четкая позиция Анкары "по существу предотвратила вмешательство третьих стран в этот конфликт"[10].

Усиление роли Турции как стратегического союзника Азербайджана связано с неразрешенностью нагорно-карабахского конфликта, процесс урегулирования которого был заведен в тупик, благодаря недальновидной политике нынешнего премьер-министра Армении Никола Пашиняна. К сожалению, сопредседатели МГ ОБСЕ не смогли осознать изменение военно-политического баланса сил, и, признавая на словах недопустимость создавшегося положения, не использовали всех своих возможностей для того, что склонить Армению к освобождению хотя бы части оккупированных территорий вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).

Стало ясно, что соглашение о гуманитарном перемирии само по себе не является решением проблемы, а может стать лишь переходным этапом от военного этапа к мирному. По словам Ильхама Алиева, первым вопросом будущей повестки мирных переговоров должен стать конкретный график вывода оккупационных войск с территории Азербайджана[11]. Однако вызывает удивление, что преднамеренные ракетные удары по Гяндже и Мингечауру, нанесенные с территории Армении с использованием оперативно-тактического ракетных комплексов 11 октября до сих пор не получили должного осуждения со стороны мирового сообщества. По мнению помощника первого вице-президента Азербайджана Эльчина Амирбекова удар 17 октября - четвертый по счету ракетный обстрел Гянджи и Мингячевира - является "доказательством безысходности и отчаяния армянского руководства перед лицом предстоящих еще более крупных поражений на поле боя" и, отвергая мирное урегулирования конфликта и грубо нарушая московские договоренности о режиме гуманитарного прекращения огня, Армения в очередной раз бросает вызов международному сообществу.[12]

Сегодня становиться очевидным, что нельзя закрывать глава на тягчайшие преступления против человечности, совершенные военно-политическим руководством Армении. Будем надеяться, что возникшая в результате последних событий новая реальность, наконец-то, заставит сопредседателей МГ ОБСЕ принять серьезные меры против руководства Армении и, решительно осудив его действия, принудить к соблюдению соглашения о гуманитарном перемирии.

[1]Президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к народу. Azertag.az, 09.10.2020 

[2]Увеличилось число жертв ракетного удара по Гяндже. Спутник Азербайджан, 12 октября 2020

[3] Из-под завалов разрушенных зданий в Гяндже извлечены 13 тел погибших и более 45 пострадавших,  1news.az, 17 октября 2020

[4]Российский эксперт: Необходимо международное расследование армянского удара по Гяндже, 1news.az, 13 октября 2020

[5]Президент Ильхам Алиев дал интервью телеканалу "France 24". Azertag.az, 15 октября 2020 

[6] Число мирных граждан в Азербайджане, погибших в результате армянских обстрелов, достигло 60 – Генпрокуратура. 1news.az, 17 октября 2020 г.

[7] Никол Пашинян — РБК: "Гарантия России касается территории Армении". РБК, 07 октября 2020

[8] Интервью телеканалу "Россия". Владимир Путин ответил на вопросы журналиста телеканала "Россия 1", автора и соведущего программы "Москва. Кремль. Путин" Павла Зарубина. 7 октября 2020

[9] Алиев: Азербайджан не будет участвовать в войне Ирана и США. Кавказский узел, 27 апреля 2006

[10] Президент Ильхам Алиев дал интервью российскому телеканалу РБК.Azertag.az, 11 октября 2020 

[11] Президент Ильхам Алиев дал интервью турецкому телеканалу NTV. Azertag.az, 16 октября 2020 

[12] Эльчин Амирбеков: Армения грубо нарушает московские договоренности. 1news.az, 17 октября 2020

23885 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ