Вестник Кавказа

Олег Бичиашвили: "Железная дорога "Баку-Тбилиси-Карс" открывает огромные возможности″

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) откроется в ближайшие два месяца. Это заявление турецкого министра прозвучало как сенсация, поскольку открытие БТК не раз анонсировалось и раньше, но столь конкретные и короткие сроки названы впервые. Высказывание министра иностранных дел Турции вызвало большой интерес в Грузии. "Вестник Кавказа" побеседовал с Олегом Бичиашвили, директором ООО "Железная дорога Марабда–Карцахи". Именно эта организация, 100% акций которой принадлежит государству, курирует БТК с грузинской стороны.

- Мевлют Чавушоглу объявил, что ЖД Баку-Тбилиси-Карс начнет функционировать в течение ближайших двух месяцев. Министр иностранных дел Турции имел ввиду всю магистраль или какой-либо из ее участков?

- Мы ценим и приветствуем активную позицию Турции. Но в связи с большим объемом работ, турецким коллегам будет трудно завершить свой участок в упомянутые сроки. Впрочем, если они успеют, то мы готовы. Думаю, господин Чавушоглу имел ввиду лишь турецкий участок БТК. Завершение строительства уже несколько раз откладывалось. Планировалось завершить работы в 2012 году, но не успели. С тех пор турецкие коллеги ежегодно откладывают запуск проекта. Тому есть как субъективные, так объективные причины. Например, строительные работы проходят на высоте 2000 метров над уровнем моря, где природные условия очень суровые.

- А Грузия справляется со своим графиком работ?

- Несмотря на суровые климатические условия, мы уже завершили нашу часть строительных работ и ожидаем турецких коллег, когда они поднимутся на соответствующий уровень, чтобы совместно начать инфраструктурные работы. Начать эти работы в одностороннем порядке мы не можем, поскольку речь идет об очень хрупком и точном оборудовании, которое в зимних условиях может быть повреждено. Поэтому ждем турецких коллег, когда они завершат свою часть работ.

- Министр иностранных дел Турции упомянул скоростную ЖД магистраль "Эдирне-Карс", которую планируется присоединить к БТК. Как этот проект, а также проект строительства ЖД тоннеля под Босфорским заливом связаны с БТК?

- Тоннель связан напрямую, поскольку из Карса ЖД продолжается до Стамбула, а из Стамбула, посредством этого тоннеля, соединяется с железнодорожной системой Европы. Это единая магистраль, можно сказать единый организм из Китая до Лондона. Что касается участка "Эдирне-Карс", с профилем данного проекта я не знаком, но как специалист считаю, что если на участке нет больших возвышенностей, то построить скоростную ЖД магистраль вполне возможно.

- В международной прессе фигурируют различные цифры будущей пропускной способности БТК. Например, 15 миллионов тонн грузов и миллион пассажиров в год. Насколько это реально?

- Реально, но лишь на втором этапе. Пока же проектная мощность БТК составляет 5 миллионов тонн грузов в год. Впрочем, с учетом дефекта, обнаруженного в проекте, сейчас объем вряд ли превысит 4 миллиона тонн. Для достижения проектной мощности потребуется осуществить дополнительные работы. Но важно подчеркнуть, что эти работы вполне можно уместить в реалистичные сроки завершения строительства и достигнуть проектной мощности в 5 миллионов тонн грузов в год.

- Насколько конкурентоспособными могут быть пассажирские перевозки по маршруту Тбилиси – Стамбул, когда бюджетные авиакомпании предлагают авиабилет по этому маршруту за 40-50 евро?

- Такие цены на авиабилеты исключение, а не правило. Сухопутное сообщение с Турцией активно осуществляется и автобусами. Но ЖД сообщение гораздо комфортнее автобусного. У нас будут пассажирские вагоны, где человек сможет отдохнуть – заснуть, а проснутся в Стамбуле.

- Существует ли риск того, что БТК "отнимет″ грузы у черноморских портов Поти и Батуми?

- Нет такого риска. У каждого маршрута свои плюсы и своя нагрузка. В сторону Турции мы сможем пропустить половину проектной мощности, - 2,5 миллиона тонн грузов. Таким образом, мы будем "отнимать″ грузы и конкурировать не с черноморскими портами, а с судоходными компаниями, которые везут грузы через океаны и моря, заходят в порты и снабжают северо-восточные регионы Турции, граничащие с нашей страной. Эти направления полностью переориентируются на нас. Имею в виду те грузы, которые сейчас не транспортируются по маршруту Баку-Поти-Турция, особенно, энергоносители и контейнерные перевозки.

- Насколько перспективна транспортировка грузов с тихоокеанского побережья с помощью БТК в условиях, когда Китай и Россия достигли договоренности об активном использовании Транссибирской ЖД магистрали?

- Первый пробный блок-поезд через РФ уже прошел и достиг Лондона за 17 дней. Участковая скорость не превышала 29 км/ч. Это невысокий показатель. Наш путь – кратчайший, и мы вполне можем конкурировать с Транссибом. Впрочем, грузооборот с Китаем настолько велик, а поток из Тихоокеанского бассейна так огромен, что хватит и на Россию и на БТК.

- Какую номенклатуру грузов планируется перевозить по БТК?

-  В основном речь идет о товарах, необходимых для северо-восточных регионов Турции. Их планируется вывозить из Азербайджана. В том числе энергоносители (бензин, дизель, мазут, гудрон, сжиженный газ), уголь, древесина, контейнерные перевозки, хлопок из Средней Азии, готовая продукция из Китая. В обратном направлении - текстиль из Турции и так далее. Тут открываются огромные возможности. Но приоритетом будут энергоносители, древесина и контейнерные перевозки.

- Повлияют ли железнодорожные перевозки на грузовое автомобильное движение по маршруту Турция – Южный Кавказ?

- Повлияют. Точные цифры назвать невозможно, но автомобильные перевозки сократятся. Особенно это касается массивных грузов. Тут железная дорога станет гегемоном.

- Существуют ли экологические риски в связи с БТК?

- Железная дорога – наиболее экологически чистый транспорт. Автомобильный транспорт в этом отношении с ней не сравнится. С экологической точки зрения целесообразно максимально нагрузить именно железную дорогу.

- Сколько человек трудоустроено на строительстве грузинского участка БТК и каков объем инвестиций?

- На нашем участке работает две тысячи человек. Бюджет нашей части проекта $755 млн. Из этого объема осталось освоить лишь $125 млн. Мы планируем до конца года еще более уменьшить объем неосвоенных средств за счет строительства инфраструктуры.

- Вы уже думаете о торжественной церемонии открытия? Где она состоится и насколько будет масштабной?

-  Время покажет. Мы считаем, что церемония открытия должна быть "на месте", то есть там, где заработает новая магистраль, -  на нашей стороне. Можно и на границе с Турцией, но там, как известно, пятикилометровый тоннель. Мы с коллегами выберем лучший вариант.

28135 просмотров