Вестник Кавказа

Дефицит нефти: миф или реальность?

Сегодня вице-президент ВР Россия Владимир Дребенцов заявил, что к 2020 году на рынке нефти может возникнуть дефицит из-за сокращения инвестиций в 2014-2016 годах и заморозки пятилетних проектов.

"Вестник Кавказа" поинтересовался у экспертов, насколько реально возникновение дефицита в долгосрочной перспективе и как оно может отразиться на ценах на нефть.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков пояснил, что ситуация будет различаться для разных регионов. "Все традиционные месторождения в мире, как правило, имеют довольно протяженный инвестиционный цикл. От принятия инвестиционного решения до первой нефти проходит, как правило, 7-10 лет. А сланцевые проекты в США реализуются довольно быстро. В Америке, когда цена на нефть уходит ниже $45, добыча начинает активно снижаться, но, как только цена снова превышает порог в $45-$50 за баррель, они начинают активно возвращать производственные мощности", - поведал он.

Во всех прочих регионах, по словам эксперта, и прежде всего в Европе, в Северном, Норвежском и Баренцевом морях текущий кризис даст серьезные осложнения. "Там высока стоимость добычи и на традиционных месторождениях, а на шельфе требуются еще большие вложения. Поэтому с 2014 года такие проекты по сути не стартовали вообще. В Австралии никаких новых разработок тоже не велось, ни на шельфе, ни на суше", - отметил Юшков.

"Есть вероятность, что старые месторождения за счет дополнительных процедур, бурения новых скважин смогут частично покрыть этот дефицит. Но в целом, конечно, будет провал, величина которого зависит от того, вернутся ли цены на нефть на уровень хотя бы $80 за баррель. Если не вернутся, соответственно, нас ждет гигантское падение по новым проектам примерно через 7-10 лет", - указал он.

Однако в пятилетней перспективе, по оценке ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, на нефтяные цены будет оказывать влияние прежде всего не производственный фактор, а ставка ФРС США. Если она будет повышаться, то кредиты станут дорогими, финансовые институты их не будут брать, и трейдерам не на что будет покупать различные ценные бумаги на бирже. Спрос на нефтяные фьючерсы упадет, соответственно, цена на нефть тоже упадет", - объяснил эксперт.

"Ведь цена этого фьючерса зависит в большей степени не от реального баланса спроса и предложения, а от той денежной массы, которая крутится на рынке. В 2008 году ФРС США начала программу количественного смягчения, понизила ставку, было взято множество дешевых кредитов, на которые все стали покупать ценные бумаги, в том числе фьючерсы на нефть. Спрос на них возрос, и цена увеличилась. А потом США начали сворачивать программу количественного смягчения и повышать ставку. Денег в экономике стало меньше, кредиты стали дорогими, покупать фьючерсы не на что, спрос на них понижается, и они падают в цене", - уточнил Юшков.

По его словам, сейчас в самих США два противоборствующих лагеря. Один призывает поднимать эту ставку, чтобы бороться с рекордной за последние годы инфляцией. "Второй лагерь предупреждает, что при увеличении ставки цены на нефть упадут и все сланцевые проекты будут закрыты, отчего подорожает электричество и вырастет себестоимость всех товаров и услуг, которые производятся в США. Тогда производство нужно будет выводить за пределы страны, а власти США, наоборот, сейчас выступают за новую индустриализацию", - заявил аналитик.

Говоря о судьбе альтернативных источников энергии, эксперт предположил, что со временем они займут свою нишу, прежде всего в тех регионах, где, например, невыгодно прокладывать газовую сеть. "Там они будут себя проявлять наиболее эффективно. В целом же, чем дешевле нефть и газ, тем сложнее выживать и развиваться альтернативным источникам, поскольку они появились не от хорошей жизни, а от того, что цена на углеводороды была высокая", - уточнил он.

Эксперт подчеркнул, что в мировом масштабе альтернативные источники вытеснить углеводороды не смогут. "Они находят свою нишу в развитых странах, в Европе. Там они развиваются, во-первых, за счет того, что были высокими цены на нефть и газ, а во-вторых, потому что собственные нефтяные и газовые месторождения европейцев, прежде всего в Северном море, истощаются. Поэтому для того, чтобы не впадать в еще большую зависимость от импорта, в первую очередь от российского, европейцы начинают развивать возобновляемые источники энергии. За исключением Франции и Великобритании они боятся развивать атом, поэтому скорее всего будут сворачивать атомные станции", - рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

При этом он указал на то, что этим государствам ничего не остается, кроме как развивать возобновляемые источники энергии. "Это дорого, но они намеренно идут на субсидирование этого направления, чтобы сократить зависимость от внешних поставщиков энергоресурсов. Что касается остального мира, то там, конечно, идет определенное развитие возобновляемых источников, но они не конкуренты по сравнению с традиционными. По крайней мере те виды, которые изобретены сейчас. Вполне возможно, что в будущем появится что-то новое, вплоть до термоядерного синтеза. Этого нельзя исключать. Но на сегодняшний день возобновляемые энергоисточники не могут вытеснить традиционные углеводороды", - заключил Игорь Юшков.

В свою очередь, доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов усомнился в реалистичности прогноза BP.

Он пояснил, что более вероятен вариант изменений в географической структуре поставщиков нефти. "Заморозка проектов по-разному действует на разные месторождения. Традиционные месторождения достаточно дорого и долго разбуривать и добывать. Что касается США, то там замороженные скважины очень быстро можно вернуть в строй при изменении ситуации с ценой. Поэтому резкого, жесткого дефицита, наверное, наблюдаться не будет", - заявил эксперт.

По мнению аналитика, делая такой прогноз BP, скорее, преследовали цель поддержать цену на нефть. "BP дала некий информационный повод для роста цены на нефть в настоящий период времени, и корректировку на рынке мы увидим уже буквально завтра, а может быть, и сегодня", - отметил он.

Говоря об иных факторах, определяющих нефтяные цены, Капитонов назвал прежде всего ослабление позиции доллара на рынке. "Сейчас многие страны отказываются от американского долга, что будет подрывать американскую экономику, американский доллар будет слабеть, в результате цена нефти в долларах будет увеличиваться. Это, конечно, повлияет на рынок нефти позитивно. А в дальнейшем, возможно, продолжится рост мировых экономик, подрастет спрос в Китае. Этот рост спроса охотно поддержится предложением при высокой цене", - считает старший научный сотрудник ИЭ РАН.

Альтернативные же источники энергии, по его мнению, не окажут существенного влияния на ситуацию "Они до сих пор не покрывают основных потребителей в традиционных топливных энергоресурсах, имеются в виду автомобили и мощная традиционная генерация, которая необходима для заводов и для промышленности. Они способны лишь несколько замедлить темп роста спроса на традиционные энергоносители, но никак не повернуть его вспять", - отметил эксперт.

"Хотелось бы видеть, что в пятилетней перспективе цена возрастет на уровень больше $100 при совокупности этих факторов", - заключил Иван Капитонов.

13850 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ