Вестник Кавказа

Сергей Минасян: «Необходима прагматизация армяно-российских отношений»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван

В течение последних двух лет наблюдается резкая активизация России в регионе Южного Кавказа. После победы в пятидневной войне Россия сосредоточила свое внимание на двух других южнокавказских государствах - Армении и Азербайджане. На вопросы ВК отвечает заместитель директора института Кавказа Сергей Минасян.

- Насколько оправданы, на ваш взгляд, разговоры о том, что США уходят из региона, уступив его России?

- Говоря об усилении России на Южном Кавказе необходимо подчеркнуть, что то этот процесс во многом связан с последствиями августовской войны 2008 года, по результатам которой Россия действительно как бы вернула свои позиции на Южном Кавказе, но при этом, Грузию она все-таки потеряла. Произошли и другие события, которые положительно повлияли на усиление России в нашем регионе. В частности, это смена администрации в США. Для демократической администрации Обамы, в отличие от администрации Буша, Южный Кавказ не входит в число приоритетов. В связи с этим, США на какое-то время ослабили свое внимание к региону. Свято место пусто не бывает, и Россия воспользовалась этим обстоятельством. Кроме того, экономический кризис и неопределенность в позиции Евросоюза в регионе привели к пробуксовке помпезно подписанной программы "Восточное партнерство". В то же время, я не считаю, что изменение, а точнее уменьшение внимания США к региону будет долговременным процессом. Рано или поздно со стороны США будет предпринята новая попытка налаживания армяно-турецких отношений. В силу этого возможно, США попытаются вновь вернуться в регион, но уже не через Грузию, а может быть через Армению.

- Не изменил ли протокол о внесении изменений в Договор о российской военной базе на территории Армении, предполагающий пролонгацию срока нахождения военной базы, статус-кво безопасности в регионе? Не ослабил ли этот договор фактор США в регионе?

- Думаю, протокол укрепил статус-кво в регионе. Во всяком случае, в Ереване оценивают этот протокол как гарантию безопасности со стороны России. Относительно ослабления фактора США, хочу отметить, что этому способствовал не протокол, а те причины, о которых я говорил выше. Документ просто зафиксировал ту реальность, которая существовала в регионе и в армяно-российских отношениях по состоянию на август 2010 года.

- Судя по заметно участившимся армяно-российским конференциям и семинарам, создается впечатление, что взгляд из Москвы на Армению и на армяно-российские отношения упрощен: в центре внимания стратегическое партнерство, исторические связи… Не считаете ли вы, что реальность намного шире?

- Для Москвы свойственно некое шаблонное восприятие не только армяно-российских взаимоотношений, но и вообще политики на всем постсоветском пространстве. Думаю, что у Москвы имеется весьма шаблонное и стереотипное восприятие и российско-украинских, и российско-белорусских отношений. Зачастую, именно эта стереотипность мышления и играет злую шутку во взаимоотношениях России со многими союзниками. Считать, что Армения должна быть союзником России просто потому, что между двумя странами имеются глубокие исторические связи, наивно. Идеалистичное видение армяно-российских взаимоотношений не может быть питательной основой для серьезного долговременного сотрудничества. Необходима прагматизация. Для Армении Россия остается важным фактором, партнером номер один в сфере безопасности. Между тем, Армения сознательно выбирает политику балансирования, потому что ставить себя в зависимость от России, также как и любой другой страны, Ереван не намерен.

- Как вы видите модернизацию армяно-российских отношений, каких направлений она должна в первую очередь касаться?

- Чтобы два государства сотрудничали, они должны иметь соприкасающиеся интересы будь-то в политической, будь-то в военно-политической сфере или в экономической сфере. Для углубления отношений стороны должны просто с большим пониманием относиться к интересам и запросам друг друга. Армения должна понимать, что она интересует Россию в силу своей географической и геополитической важности. В России должны понимать, что Армения предоставляет свою территорию для дислоцируемой российской базы и во многом поддерживает российскую внешнюю политику на разных международных площадках, ожидая от России более серьезных гарантий в военно-политической сфере, большего углубления военно-технического сотрудничества, а также больших экономических инвестиций. Только разговорами о дружбе и историческом прошлом серьезные прагматические отношения между государствами строить невозможно.

- Как вы оцениваете экономические отношения между нашими странами?

- Экономические отношения между Арменией и Россией во многом являются производными от политических. Несмотря на то что российский бизнес контролирует наиболее прибыльные отрасли нашей экономики, очевидно, что в вопросе инфраструктуры и транспорта Россия сознательно делает инвестиции, польза от которых в обозримом будущем не может быть видна. Думаю, что это та экономическая цена, которую Россия платит за свои политические и геополитические интересы в Армении и в регионе Южного Кавказа. Такие проекты как строительство новой АЭС, развитие железнодорожной сети Армении или строительство новой железной дороги между Арменией и Ираном имеют под собой серьезную политическую и геополитическую направленность. Мне кажется, что в Москве хорошо понимают - чтобы иметь надежного партнера на Южном Кавказе только военно-политических отношений недостаточно, здесь необходимо иметь развитию экономическую составляющую. Думаю, что у России есть еще много нереализованных возможностей.

31995 просмотров